Если вы подумали, что это очередной нелепый спор про доктора, который из-за ошибки в диагнозе кого-то не так вылечил – вы ошибаетесь. Данное дело во многом повлияло на мировую историю. Оно прекрасно отражает дух той эпохи – отравленное идеями расового превосходства американское общество. И показывает к чему это все рано или поздно приводит.
Предыстория
Про данное дело не любят вспоминать.
Мало кто знает, что в первой половине 20-го века США представляло из себя не только «страну свободы и демократии», но и мировой центр евгенического движения, а также различных расистских идей о превосходстве «белой нации» и необходимости её очищения от разных «ущербных групп населения».
Удивительно, но вовсе не фашистская Германия, а США стали фактически первой страной в мире, где эти идеи прекрасно прижились и впервые в истории нашли практическое применение.
Например, в виде узаконенной на уровне штатов практики изоляции и стерилизации людей, признанных по разным причинам «неполноценными» и не заслуживающими права портить своей кровью «высшую расу Америки».
Уже из США идеи евгеники и расового превосходства, выродившиеся в совершенно отвратительные формы, распространились по всему миру.
С чего всё началось
Фактически евгеника, как псевдонаука об искусственном выведении лучшей породы человека (улучшении генофонда страны, как сейчас принято говорить), зародилась в Британии в конце второй половины 19 века.
Один из её отцов-основателей – британец Фрэнсис Гальтон (троюродный брат Чарлза Дарвина) так описал свои идеи:
«Если можно вывести лучшую породу животных, значит, можно вывести и лучшую породу людей? Разве нельзя унаследовать такие качества, как интеллект, верность, храбрость и честность? Разве отбор лучших представителей человечества не сделает мир совершенным? Свободным от пьянства, насилия и бедности. Избавленным от низших классов, которые больше не будут бременем для общества».
В 1869 году вышла его книга «Наследственность таланта», где он выразил мысль, что «Сумасшедших, преступников и нищих следует помещать в монастыри и закрытые учреждения с целью ограничения их возможностей производить потомство низкого класса».
Данные идеи не нашли поддержки на его родине, но прекрасно прижились на другой стороне океана. Один из рьяных последователей евгеники – американец Чарльз Девенпорт (влиятельный и уважаемый в США человек) стал утверждать, что уход за «неполноценными» гражданами Америки составляет около 100 миллионов долларов в год.
Чтобы исправить это, он решил создать «Архивную службу евгеники» в Колд-Спринг-Харборе, задачей которой должно было стать отслеживание тех, кто достоин и не достоин продолжения рода.
В октябре 1910 года эта служба начала свою работу. Первой её задачей было оградить людей, считающихся душевнобольными или слабоумными. Затем нужно было стерилизовать тех, кто остался на свободе.
Был составлен следующий список – по выражению Дэвенпорт – «вырождающейся протоплазмы»:
- слабоумные
- бедные
- алкоголики
- преступники
- сумасшедшие
- слабого телосложения
- калеки
- глухие, слепые, немые
- болеющие венерическими заболеваниями и эпилепсией
При этом не было обозначено каких-либо четких критериев, кто однозначно подходит к определенной группе, а кто нет.
Самая большая сложность возникла с определением слабоумия и интеллектуальных способностей. Но проблему быстро решили. Мало кто знает, что именно для решения этой задачи впервые стали широко применять тесты IQ.
Да-да, те самые тесты на определение уровня интеллекта. Считалось, что человек с его значением ниже 70-ти был непригоден для продолжения рода. Данные о тех, кто не набирал нужного бала, документировались.
Один из современников (журналист, Уолтер Липпмантак) так отозвался о применении этих тестов: «Новый путь для обмана в области, где шарлатаны размножаются как кролики».
Архивная служба евгеники в Колд-Спринг-Харборе получила большую поддержку со стороны многих известных общественных деятелей, государственных структур, а также щедрое финансирование из фондов Карнеги и Рокфеллера.
Американская элита свято поверила, что если воплотить идеи евгеники в жизнь, получится создать совершенное общество, чистокровную американскую белую нацию. Планы были масштабные. Собирались стерилизовать ни много ни мало 14 миллионов американцев (бедных, преступников, больных сифилисом, слабоумных, умалишенных, алкоголиков и инвалидов).
Пошли первые попытки законодательно узаконить эти идеи.
- В 1895 году в Коннектикуте был принят евгенический закон о браке, который запрещал его заключение с алкоголиками, слабоумными и душевнобольными.
- В 1907 году в Индиане появился первый закон о принудительной стерилизации для преступников рецедивистов, насильников, а также людей с «имбецильностью» и «идиотией».
- В 1924 году в штате Вирджиния был принят закон о принудительной стерилизации умственно отсталых.
Парадоксально, но эти законы почти полвека прососуществовали бок о бок с американской конституцией и декларацией о правах и свободах человека, во многом прямо им противореча!
Так, например закон Вирджинии отменили, как неконституционный, лишь в 1974 году.
Видимо, чтобы укрепить шаткую юридическую основу для принудительной изоляции и стерилизации неугодных, последователи евгеники в США решили закрепить практику судебным прецедентом, хотя бы на уровне отдельного штата.
Жертва была быстро найдена. Ей стала Кэрри Бак.
История Кэрри Бак
Кэрри родилась 3 июля 1906 года.
Её отец бросил семью, когда девочке было 3 года. Её мать (Эмма Бак) была вынуждена заняться проституцией, чтобы не умереть с голоду. В итоге заразилась сифилисом и попала на евгеническую комиссию. Комиссия отправила Эмму в специально созданную колонию для эпилептиков и слабоумных в Линчбурге (штат Вирджиния).
Маленькую Кэрри забрали у матери и отправили в приют для сирот.
Кэрри росла нормальным ребенком, была вполне способной, хорошо училась. Но в 6 классе её взяли на воспитание приемные родители.
В приемной семье девочку использовали для помощи по хозяйству, пока в 16 лет её не изнасиловал племянник приемных родителей (Кларенс Гарланд).
Кэрри забеременела.
Чтобы замять семейный скандал, от девочки решили избавиться. Её увезли подальше в колонию Линчбурга. Там Кэрри родила девочку, Вивиан.
В итоге, как и мать, Кэрри оказалась на евгенической комиссии, которая заставила её пройти тест на слабоумие (IQ), чтобы понять подходит ли она под новый закон Вирджинии о принудительной стерилизации.
На тот момент Кэрри было 17 лет. Однако тест показал, что по уровню интеллекта её развитие соответствует 9 годам. В итоге её официально признали слабоумной. Контролер колонии в Линчбурге решил, что с такими результатами ей не следует больше иметь детей.
Дочь Кэрри, Вивиан, у матери отобрали. Впоследствии Вивиан попала в приемную семью, где умерла от болезни.
По одной из версий Архивная служба евгеники в Колд-Спринг-Харборе наняла Кэрри проплаченного адвоката, чтобы тот попытался оспорить решение по сфабрикованному делу о её принудительной стерилизации. При этом сама Кэрри мало понимала, что вообще происходит.
Первое заседание состоялось 18 ноября 1924 года и больше напоминало судебный фарс. Сналача допросили Гарри Лафлина из Архивной служба евгеники в Колд-Спринг-Харборе, который никогда ранее не видел Кэрри, но при этом заявил что она «аморальная, лживая и непристойная идиотка». Также он добавил, что её предки принадлежали к «бестолковому, невежественному и бесполезному классу антисоциальных белых на юге».
Другой допрошенный заявил, что стерилизация Кэрри «поднимет уровень интеллекта в государстве».
Социальная работница, ухаживающая за Кэрри, на допросе заявила в суде: «Она выглядит не совсем нормальной, но я не могу сказать, почему именно».
В итоге Окружной суд штата приговорил Кэрри к стерилизации.
Напоминаю, девушка не совершила никакого проступка, ничего не нарушила!
Приговор вынесли только потому, что кому-то показалось, что она появилась в недостаточно благополучной семье, её мать вынуждена была вести асоциальный образ жизни (а это было начало 20 века, эпоха великой депрессии и безработицы!) и сама Кэрри оказалась недостаточно умной, судя по псевдонаучному тесту, да и еще с внебрачным ребенком.
По свидетельствам журналистов того времени, девушка была совершенно нормальной, хорошо говорила и была вполне смышлёной для человека с такой непростой судьбой и незаконченным образованием. Пока её судили, она читала газету и разгадывала кроссворд.
Чтобы закрепить судебное решение, адвокат оспорил его в Верховном апелляционном суде Вирджинии, и тот приговор, само собой, поддержал.
Однако под нажимом общественности в сентябре 1926 года Верховный суд США решил пересмотреть это дело.
Главным судьей при пересмотре был назначен бывший президент США Говард Тафт.
Также в деле принимал участие один из выдающихся американских юристов того времени, профессор права в Гарвардском университете — Оливер Холмс (младший).
По иронии Оливер Холмс прославился, как один из самых либеральных судей, рьяный защитник личных прав и свобод, поборник конституции, автор множества фундаментальных юридических трудов.
Думаете Верховный суд отменил приговор?
Как бы не так.
2 мая 1927 года суд голосованием 8 против 1-го вынес решение о стерилизации Кэрри.
Оливер Холмс (младший), как выяснилось – последователь евгеники, так отозвался о Кэрри в решении:
«Слабоумная белая женщина. Она дочь слабоумной матери и мать незаконнорожденного слабоумного ребенка. Будет лучше для всего мира, если вместо того, чтобы ждать и казнить выродков за преступления или позволить им голодать, общество сможет помешать тем, кто явно непригоден для продолжения вида».
И еще добавил фразу, ставшую знаменитой:
«Трех поколений имбецилов вполне достаточно».
Судьи знали о тяжелой судьбе её матери, что девушку изнасиловали. Что касается ребенка – Вивиан – её интеллектуальное развитие вообще никто не оценивал.
Идеи евгеники, как вирус, слишком глубоко заразили всё американское высшее общество.
19 октября 1927 года Кэрри отправили на стерилизацию. При этом от неё скрыли, что именно с ней собираются делать. Девушке сказали, что ей просто вырежут аппендикс.
Заключение
Кэрри стала одной из десятков тысяч жертв, проводимой в США политики по принудительной стерилизации.
Архивная служба евгеники в Колд-Спринг-Харборе, Чарльз Девенпорт добились того, что хотели. Дело Кэрри стало прецедентным, а данная практика распространилась по стране повсеместно. И уже не только на преступников, душевнобольных и умственно отсталых. Список пополнялся новыми группами. Не только социальными, но и этническими.
Например, эта практика распространилась на коренное американское население (индейцев) в резервациях.
В этом, наверно, самая большая опасностью подобных идей, которые, развиваясь, приобретают все более одиозных последователей.
Немного позднее эту американскую практику скопируют смотрящие с завистью на США Третий рейх и многие другие европейские страны. А Архивная служба евгеники в Колд-Спринг-Харборе, а также многие известные американские бизнесмены, политики начнут финансировать и восхвалять введение данных мер в фашистской Германия. Та, в свою очередь, примется с маниакальным фанатизмом зачищать и стерилизовать ради идеи «чистоты арийской расы» не только евреев, но даже коренное немецкое «неполноценное» население.
P. S
Для написания этой статьи использовал материал из очень понравившейся мне книги «Ящик пандоры: семь историй о том, как наука может приносить нам вред» (автор: Пол Оффит, издательство: «Манн, Иванов и Фербер»), а также статьи из Википедии «Бак против Белла», «Принудительная стерилизация» и сайта https://poznavaemoe.ru/ «Темное прошлое IQ-тестов».
Также вдохновился фильмом «Работа без авторства» (2018)
Присяжные — это судьи факта. А факты — упрямая вещь, в судебном процессе их нельзя делить на приятные и неприятные. Поэтому невольно задаешься вопросом: готово ли наше общество к такой форме правосудия? Когда народные судьи отдают предпочтение одним фактам, и в упор не видят другие.