Как открыть благотворительный фонд в России - 2021

Как открыть благотворительный фонд в России — подробная пошаговая инструкция — 2024

Последнее время ко мне часто обращаются с вопросами: как открыть благотворительный фонд, с чего начать и на какие юридические тонкости обратить внимание. В этой статье поделюсь своим собственным опытом по регистрации различных благотворительных фондов для своих клиентов.

Расскажу, как готовить документы, с какими сложностями можно столкнуться в процессе их рассмотрения в Минюсте. Верю, данная информация будет для вас полезна и поможет без головной боли с первого раза пройти регистрацию благотворительной организации.

Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для создания благотворительного фонда в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.

Для удобства ниже указал краткое содержание. Вы можете сразу перейти в нужный раздел.  

Содержание
  1. Что такое благотворительный фонд простыми словами
  2. Чем занимаются благотворительные фонды
  3. Чем отличается фонд от благотворительного фонда
  4. Плюсы и минусы создания благотворительного фонда
  5. Как работают и зарабатывают благотворительные фонды
  6. Особенности налогообложения благотворительных фондов
  7. Органы управления в благотворительном фонде
  8. Регистрировать благотворительный фонд самостоятельно или нанять юриста
  9. Как зарегистрировать благотворительный фонд в России: пошаговая инструкция
  10. Что нужно для открытия благотворительного фонда
  11. Шаг 1: Как определить цель и предмет деятельности благотворительного фонда
  12. Шаг 2: Как назвать благотворительный фонд
  13. Шаг 3: Как подобрать юридический адрес для открытия благотворительного фонда
  14. Шаг 4: Как подобрать виды деятельности благотворительного фонда по ОКВЭД
  15. Шаг 5: Какие документы необходимы для регистрации благотворительного фонда
  16. Шаг 6: Как подать документы на регистрацию благотворительного фонда в Минюст
  17. Шаг 7: Контроль регистрации благотворительного фонда в Минюсте. Получение учредительных документов
  18. Что важно сделать после открытия благотворительного фонда
  19. Изготовление печати
  20. Выбор системы налогообложения
  21. Открытие расчетного счета

Что такое благотворительный фонд простыми словами


Немного важной теории.

Законодательство не содержит легального определения благотворительного фонда. Но, зато раскрывает, что такое фонд как юридическое лицо. А также даёт определения благотворительной организации и благотворительной деятельности.

Так, Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (пункт 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса РФ). 

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») .

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).

Если обобщить нормы законодательства, благотворительный фонд можно определить как унитарную (т.е. не основанную на членстве) неправительственную некоммерческую организацию, созданную физическим или юридическим лицом, либо группой лиц для осуществления благотворительной деятельности путем накопления финансовых средств и имущества и их распределения нуждающимся, либо осуществления иной бескорыстной деятельности в пользу данных лиц в соответствии с уставными целями фонда.

Таким образом, благотворительный фонд представляет собой что-то на подобие «копилки», тратить средства которой можно только на общественно-полезные благотворительные цели и поддержание собственной деятельности.

Чем занимаются благотворительные фонды

В последние годы меценатство приобрела большую популярность во всем мире. В России каждый год открывается множество благотворительных организаций. Часто они становятся последней надеждой для тяжелобольных или попавших в беду граждан. 

Как правило, благотворительные фонды занимаются оказанием адресной помощи социально уязвимым группам населения: больным детям, пострадавшим от пожаров и стихийных бедствий, инвалидам, пожилым гражданам. Но, они также могут оказывать помощь бездомным животным, организовывать приюты, заниматься защитой природы, собирать средства на восстановление памятников архитектуры, заниматься иной деятельностью.

Не редко благотворительные фонды становятся еще и центрами волонтерской деятельности, объединяя неравнодушных граждан и координируя их деятельность.

Помощь благотворительного фонда может заключаться не только в бескорыстной передаче денег либо имущества, но также может быть связана с оказанием безвозмездных услуг либо выполнении какой-либо общественно полезной работы.

Закон определяет следующие возможные цели осуществления благотворительной деятельности (статья 2 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»):

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  • охрана окружающей среды и защиты животных;
  • охрана и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Вышеизложенные положения из законов приведены мной не просто так. Это ядро юридического статуса любого благотворительного фонда. От данных положений необходимо отталкиваться при определении характера деятельности, целей создания и предмета деятельности данной организации, а также при проработке её учредительных документов.

Свои первые ошибки при регистрации благотворительного фонда многие учредители и юристы допускают уже на том, что некорректно формулируют в уставе его определение и цели деятельности.

Чем отличается фонд от благотворительного фонда

Благотворительный фонд отличается от обычного фонда, прежде всего целями создания (осуществлением благотворительной деятельности), а также особенностями своего юридического положения в силу того, что работа подобных организаций дополнительно регулируется законодательством о благотворительной деятельности. В остальном – это одна и та же организационно-правовая форма юридического лица.

Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» предусматривает следующие отличия в статусе благотворительных организаций:

  • дополнительные требования к наименованию, целям создания и видам деятельности данных организаций;
  • установление лимитов расходования средств на оплату труда административно-управленческого персонала (не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых благотворительным фондом за финансовый год);
  • установление лимитов на финансирование благотворительных программ (не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительным фондом хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности);  
  • установление особенностей системы органов управления и их компетенции (обязательное назначение в благотворительном фонде ревизора либо ревизионной комиссии);
  • дополнительные требования к отчетности благотворительного фонда
  • установление запрета на учреждение хозяйственных обществ и товариществ совместно с другими организациями.

Данные требования направленны на противодействие мошенничеству и злоупотреблениям  в благотворительной сфере, чтобы благотворительные организации занимались именно благотворительностью, а не какой-либо противозаконной либо скрытой коммерческой деятельностью.  

Плюсы и минусы создания благотворительного фонда

Как известно, благотворительной деятельностью могут заниматься не только благотворительные фонды, но иные виды юридических лиц. Более того – такой деятельностью в силу прямого указания закона можно заниматься вообще без образования юридического лица и какого-то специального разрешения.

Осуществлять пожертвования или оказывать кому-либо благотворительную помощь – это неотъемлемое конституционное право. Никто не может запретить или ограничивать эту деятельность.

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления
(статья 4 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).

Почему же тогда для осуществления благотворительной деятельности граждане и корпорации предпочитают создавать благотворительные фонды, а не оказывают такую помощь напрямую нуждающимся?

1. Осуществление пожертвований через благотворительные фонды позволяет освободить эти суммы от начисления налогов. Таким образом, жертвователям выгоднее и проще работать именно через благотворительный фонд, нежели самостоятельно либо через другие организации.  

В противном случае, например, если бы гражданин передал сумму пожертвования нуждающемуся напрямую, такая выплата в силу налогового законодательства признавалась бы доходом получателя. С пожертвования пришлось бы заплатить НДФЛ 13%.

А если бы такое пожертвование выплатила нуждающемуся коммерческая организация, ей бы еще пришлось доказывать налоговой, что это именно пожертвование, а не замаскированная выплата заработной платы, со всеми вытекающими последствиями.

При перечислении пожертвований благотворительной организации и при их последующем распределении среди нуждающихся подобные вопросы не возникают. Благотворительные фонды имеют привилегированное право не платить налог с сумм собранных пожертвований, а также при их выплате нуждающимся (при условии, что такие выплаты происходят в строгом соответствии с уставными целями благотворительной организации, а также пожеланиям жертвователя).

Получатели помощи также освобождаются от уплаты каких-либо налогов при получении пожертвований от благотворительной организации (при условии расходования пожертвования по прямому назначению).

2. Все поступления в благотворительную организацию по умолчанию будут считаться именно пожертвованиями, а не доходом от оказания каких-либо услуг. Таким образом, собирать пожертвования благотворительной организации значительно проще, чем другим видам некоммерческих организаций, к которым применяется обратный принцип – им напротив нужно быть готовыми доказывать налоговой, что конкретное поступление на расчетный счет является благотворительным платежом, а не скрытой оплатой за какую-либо работу или услугу.

Потому благотворительным фондам не обязательно оформлять договор с каждым жертвователем и собирать первичные документы. Если пожертвований много, это значительно упрощает их сбор и оформление.

3.  Доверие к благотворительным фондам в обществе значительное больше, поскольку законодательство построено таким образом, чтобы максимально обезопасить интересы их жертвователей и спонсоров от возможных злоупотреблений и растрат со стороны руководства и персонала.

Потенциальному жертвователю спокойнее перечислить деньги именно специализированной организации в области благотворительной деятельности (благотворительному фонду), чем неизвестному физическому лицу, осознавая, что благотворительный фонд согласно закону будет обязан публично отчитаться о своей деятельности и не сможет вдруг куда-то исчезнуть  (ликвидация благотворительного фонда возможна только с санкции суда).

Если благотворительная деятельность будет вестись не на собственные средства учредителей, фактор доверия является ключевым для её успешного осуществления, ведь организации нужно как-то убедить жертвователей и спонсоров бескорыстно поделиться своим имуществом.

4. Создание благотворительной организации позволит заниматься благотворительной деятельностью на профессиональной основе и в любом масштабе.

В этом отношении благотворительная деятельность ничем не отличается от любой иной профессиональной деятельности со своими секретами и особенностями. Также как и в любой другой профессиональной деятельности в ней работают законы бизнеса, маркетинга и управления.

Если заниматься благотворительной деятельностью всерьез, сложно будет обойтись без найма персонала и подрядчиков, заключения договоров, делегирования полномочий. Всё это проще всего организовать в рамках юридической структуры благотворительного фонда. Другие организационно-правовые формы юридических лиц не достаточно приспособлены для ведения такой деятельности.    

5. Некоторые распространенные способы сбора пожертвований, например установка ящика для пожертвований, согласно законодательству возможны только благотворительными организациями. Физические лица и иные организации не могут их использовать. 

Ящики для сбора благотворительных пожертвований — очень распространенный и простой в реализации способ привлечения благотворительный средств. Однако он может быть сопряжен мошенничеством, т.к. связан со сбором наличных денег, дальнейшую судьбу которых жертвователям и правоохранительным органам сложно отслеживать. Деньги могут быть легко присвоены недобросовестным лицом.

Чтобы этому противодействовать в 2020 году в законодательство ввели правило, что подобные ящики могут устанавливать исключительно благотворительные организации с соблюдением множества юридических формальностей, направленных на прозрачность и подотчетность собранных средств.

1. Ящик для сбора благотворительных пожертвований — емкость для сбора благотворительных пожертвований (за исключением безналичных денежных средств), право использования которой принадлежит исключительно некоммерческой организации, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Ящик для сбора благотворительных пожертвований используется при его перемещении в пространстве (переносной ящик) или без такого перемещения (стационарный ящик) (статья 16.1 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).

6. Благотворительные фонды, будучи некоммерческими организациями, могут рассчитывать помимо сбора пожертвований также на получение мер государственной поддержки. Такая поддержка может быть оказана благотворительной организации, например, в виде:

  • предоставления грантов (например, президентских грантов);
  • предоставления помещений в аренду или безвозмездное пользование;
  • оказания иного содействия со стороны государственных и муниципальных органов.

К минусам благотворительного фонда можно отнести усложненную процедуру его ликвидации, для которой нужно сначала получить разрешение у суда, а также необходимость формирования большого количества органов управления (подробнее об этом в разделе об органах управления). Однако отмечу, что сложность ликвидации благотворительного фонда нивелируется возможностью продажи или переоформления организации, т.к. в фонде в дальнейшем можно поменять практически все (название, адрес, цели и предмет деятельности, учредителей, органы управления).

Как работают и зарабатывают благотворительные фонды

Как и иные некоммерческие организации, благотворительные фонды действует на основе положений своих учредительных документов.

Как правило, благотворительные фонды используют следующие способы сбора денег на свою деятельность:

  • проведение благотворительных акций, концертов, выставок, лотерей;
  • установка ящиков для пожертвований;
  • проведение благотворительных рекламных компаний для сбора пожертвований;
  • получение доходов от сдачи имущества фонда в аренду или его продажи;
  • получение доходов от осуществления коммерческой деятельности;
  • получение дивидендов от деятельности учрежденных фондом коммерческих организаций;
  • получение выплат по ценным бумагам;
  • получение процентов по банковским вкладам;
  • личные средства учредителей.

На практике является спорным вопрос: может ли благотворительный фонд заниматься предпринимательской деятельностью.

Федеральные законы «О некоммерческих организация» и «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» допускают возможность осуществления благотворительной организаций предпринимательской деятельности

2. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.
3. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (статья 12 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).

Однако Гражданский кодекс РФ (нормативно-правовой акт большей юридической силы) допускает возможность осуществления некоммерческими организациями лишь «приносящей доход», но не «предпринимательской» деятельности (исключение установлено только для автономных некоммерческих организаций).

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2) (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса РФ).

Исходя из этого, ссылаться в документах на «предпринимательскую деятельность» благотворительного фонда некорректно. По устоявшегося в практике позиции такая организация может «заниматься приносящей доход деятельностью». При условии, что данная деятельность расписана в её уставе и соответствует целям организации.

Критериями, по которым можно судить, что приносящая доход деятельность направлена на достижение целей, для которых организация была создана, являются указание в уставе соответствующих видов деятельности в рамках тематики, определенной целями, и направление дохода, полученного от такой деятельности, на уставные цели.

Ответ минюста на вопрос может ли благотворительный фонд указать при регистрации коды ОКВЭД по оптовой торговле и иной коммерческой деятельности
Такое разъяснение я получил в Минюсте России на вопрос может ли благотворительный фонд заниматься деятельностью, связанной с оптовой торговлей, и правомерно ли будет указывать соответствующие коды ОКВЭД в заявлении.

Таким образом, благотворительный фонд может существовать не только за счет сбора пожертвований, но и зарабатывать деньги на обеспечение своей деятельности.

Однако рассматривать деятельность благотворительного фонда как бизнес не стоит. Благотворительный фонд может тратить заработанные деньги исключительно на достижение своих уставных целей, т.е. на осуществление благотворительной деятельности, а также на обеспечение своей работы.

Выплачивать дивиденды либо иные денежные суммы учредителям и партнерам фонда нельзя за исключением выплаты заработной платы, при условии, что эти лица одновременно являются работниками организации либо оказали ей услуги гражданско-правового характера.

Выплата заработной платы руководителю и бухгалтеру фонда возможна. Но нужно помнить об установленном законом лимите на расходование средств благотворительной организации на оплату труда административно-управленческого персонала — более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ (пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).

Особенности налогообложения благотворительных фондов

Как указывал ранее, благотворительные фонды имеет существенные налоговые преимущества при ведении благотворительной деятельности по сравнению с прочими организациями. Эти преимущества заключаются в освобождении от налогообложения

  • благотворительных пожертвований, поступающих в фонд, а также
  • доходов получателей благотворительной помощи при переводе собранных фондом пожертвований указанным лицам (в размере такой благотворительной помощи).

Кроме того физические лица при перечислении пожертвований благотворительной организации имеют право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований благотворительным организациям (но не более 25% от дохода за налоговый период).

Если бы благотворительностью занимался иной субъект самостоятельно (физическое лицо или другая организация) проблемы с налогами возникли бы уже на этапе сбора пожертвований:

  • Как доказать налоговой, что собранные пожертвования – это не прибыль налогоплательщика?
  • Как доказать налоговой, что выплата помощи нуждающемся – это не его зарплата (если жертвователь юридическое лицо)?     

Поскольку благотворительные фонды специально предназначены законодательством для ведения благотворительной деятельности, в отношении них Налоговым кодексом предусмотрено множество послаблений:

1. Освобождение от НДС операций, связанных с передачей товаров (выполнением работ, оказанием услуг), передачей имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», за исключением подакцизных товаров (подпункт 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ).

2. Освобождение от НДФЛ сумм выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (пункт 8.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ).

3. Предоставление социального налогового вычета физическим лицам в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований благотворительным организациям (но не более 25% от дохода за налоговый период) (подпункт 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ).

4. Пониженные страховые взносы для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения (подпункт 8 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ).

Однако нужно иметь ввиду, что большинство налоговых льгот применяются исключительно при использовании полученного благотворительной организацией имущества в виде пожертвований по прямому назначению. При растрате средств на другие цели, налоги придется заплатить.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств (пункт 14 статьи 250 Налогового кодекса РФ).

При осуществлении благотворительной организацией приносящей доход деятельности налоги на доход от неё начисляются в общем порядке в соответствии с выбранной системой налогообложения (ОСН либо УСН). Таким образом, при ведении благотворительной организацией коммерческой деятельности налоги будут такими же как в ООО.     

Органы управления в благотворительном фонде

Управление в благотворительных фондах устроено, как правило, следующим образом:

Высший коллегиальный орган

— часто именуется «Советом» или «Президиумом», иногда – «Общем собранием учредителей» либо «Правлением». После регистрации фонда данный орган формирует состав остальных органов управления. Собирается по мере необходимости, но не менее одного раза в год. Должен состоять минимум из двух физических лиц. Часто его состав формируется из учредителей благотворительной организации.

Единоличный исполнительный орган:

— руководитель фонда. Может именоваться как угодно: председатель, директор, президент и тд. Действует без доверенности от имени фонда, обладает правом первой подписи на документах. Осуществляет оперативное руководство деятельностью организации. Допускается назначение одновременно двух руководителей, например Генерального директора и Исполнительного директора. Как правило, руководителем назначают кого-либо из учредителей фонда. 

Попечительский совет

— осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства (пункт 4 статьи 123.19 Гражданского кодекса РФ). Должен состоять минимум из двух физических лиц. Как правило, в состав попечительского совета приглашают известных лиц, которые своим авторитетом гарантируют добропорядочность и прозрачность деятельности фонда, либо крупнейших спонсоров, у которых после назначения появятся юридические полномочия контролировать целевое расходование средств. Но это не обязательное правило. На момент создания благотворительной организации в попечительский совет можно включить кого угодно (друзей, родственников). В последующем его состав можно изменить.

Ревизор / ревизионная комиссия

— контрольно-ревизионный орган фонда. Осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности в организации. Выполняет примерно ту же задачу, что и аудитор.

Это обязательный минимум органов управления благотворительного фонда.

При желании можно предусмотреть также постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление), состоящий, например, из заместителей руководителя организации.

Состав каждого органа управления должен быть сформирован к моменту подачи документов на регистрацию. Информация о персональном составе органов, как правило, указывается в решении (протоколе) о создании благотворительного фонда.

Очень важно, чтобы в состав высшего коллегиального органа и попечительского совета фонда были избраны разные лица. Иначе Минюст может усмотреть конфликт интересов и отказать в государственной регистрации. 

Учредители благотворительного фонда на этапе создания данной организации определяют всю структуру органов управления и утверждают устав. Но в дальнейшем, как правило, не принимают активного участия в его деятельности, за исключением ситуаций, когда учредители назначают себя в другие органы фонда. Например, часто из учредителей формируется состав высшего коллегиального органа управления и назначается руководитель организации.

Из иных полномочий учредителей, которые можно предусмотреть в уставе благотворительно фонда:

  • принятие новых учредителей в состав организации;
  • получение информации о деятельности фонда;
  • участие в заседаниях органов управления фонда и инициирование их проведения; 
  • одобрение кандидатуры руководителя фонда, либо назначения иных лиц в органы управления.

Все лица, назначенные в органы управления благотворительного фонда, как правило, выполняют свои полномочия на общественных началах. Исключения могут быть предусмотрены для руководителя и ревизора организации – данные лица могут получать вознаграждение за свой труд.

Регистрировать благотворительный фонд самостоятельно или нанять юриста


При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда, в случае с регистрацией благотворительного фонда (если делать это в первый раз) на это точно уйдет много сил и времени.

К сожалению, скачать из интернета шаблоны документов и быстро их заполнить не получится. Все документы на открытие благотворительного фонда нужно составлять очень вдумчиво, осмысленно и под конкретную ситуацию. Иначе их придется переделывать снова и снова после очередного отказа Минюста. 

Даже у профессионалов регистрации благотворительного фонда проходят не всегда с первого раза. К замечаниям и отказам нужно быть морально готовым. Документы не будут проверять разве, что под микроскопом, при этом на 3 раза:

  1. Сначала документы проверит штатный эксперт отдела регистрации НКО при Минюсте
  2. Если у него не возникнет замечаний, что бывает редко, документы перепроверит еще раз его руководитель (начальник отдела регистрации НКО)
  3. Если и у руководителя не будет замечаний, документы отправят в налоговую, где их еще раз проверят.

Учредители даже не догадываются до какого порой формализма доходят такие проверки. Специалистам Минюста может не понравится что угодно в представленных документах.

Еще хуже то, что специалисты Минюста могут совершенно по-разному понимать одни и те же положения законодательства. Либо додумывать требования к документам там, где имеют место пробелы в правовом регулировании.

В итоге в порядке вещей – получить разные замечания по одним и тем же документам, в зависимости от того, к кому из экспертов Минюста они попадут на проверку. Нередко их требования вообще противоречат друг другу.

Из моей практики (1). Как то раз получил отказ в регистрации благотворительного фонда в Москве только из-за того, что назвал в уставе высший коллегиальный орган «Правлением». Специалист Минюста решил, что данный орган нельзя так называть, поскольку Правление уже использовано в законодательстве (статья 123.19 Гражданского кодекса РФ) в качестве примера названия коллегиального исполнительного органа фонда, которого у нас не было. До этого зарегистрировал в том же самом Минюсте около десятка различных благотворительных фондов с «Правлением», и ни одного замечания по этому поводу.

Из моей практики (2). Другой случай при регистрации благотворительного фонда в Минюсте Краснодарского края: специалисту не понравилось только то, что в уставе в разделе об источниках формирования имущества фонда были указаны «единовременные» поступления от учредителя, но при этом отсутствовали «регулярные». Сделал это намеренно, чтобы не связывать учредителя необходимостью регулярно вносить взносы в организацию. Но как оказалось, специалист пришел к мнению, что единовременные поступления — это то, что учредитель вносит в качестве первоначального вклада, наподобие уставного капитала при создании фонда, а регулярные поступления — это те взносы, которые учредитель перечисляет в фонд по своему усмотрению после его создания. Таким образом, если мы не укажем «регулярные» поступления, тогда учредитель больше не сможет передать фонду никаких денежных средств. Трактовка мягко говоря странная, на чем она основана я так и не понял. Ни в одном другом Минюсте с ней не сталкивался, но в итоге пришлось пойти на уступки, чтобы не затягивать регистрацию.  

Я уже не говорю про опечатки, пропущенные знаки препинания, ошибки в нумерации пунктов, премудрости написания целей и предмета деятельности в уставе, да и просто юридические ошибки. Все это потенциальные основания для отказа в государственной регистрации.

С профессионалом Вы однозначно быстрее зарегистрируете благотворительный фонд, при этом без расходов на пошлины и нотариуса, поскольку юристы, как правило, отправляют документы на регистрацию в Минюст электронно по ЭЦП (пошлина не уплачивается при электронной подаче, а ЭЦП заменяет нотариальное заверение подписи в заявлении).

Помните, что процедура регистрации благотворительного фонда – это совсем не то же самое, что создание ООО в налоговой. Чтобы грамотно составить документы и оперативно зарегистрировать благотворительный фонд, нужно не только знать законодательство о юридических лицах и НКО – нужно думать как работник Минюста, проверяющий документы.  

Потому, даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к проработке документов, особенно устава. Они должны быть идеально проработаны с точки зрения действующего законодательства.

Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации благотворительного фонда в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам. Консультация и проверка документов бесплатна. Мои контакты (написать мне в WhatsApp, Telegram).

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию благотворительного фонда вы можете почитать в моих статьях:

ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации

ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО)

Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации

Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО)

Далее расскажу, что из себя представляет процедура организации благотворительного фонда.

Как зарегистрировать благотворительный фонд в России: пошаговая инструкция


Что нужно для открытия благотворительного фонда

Чтобы подготовить документы для регистрации благотворительного фонда в Минюсте потребуется:

  • придумать название благотворительного фонда (полное, сокращенное, на русском и иностранном языке)
  • определиться с целями благотворительной деятельности, кому фонд будет помогать и какие мероприятия проводить после его государственной регистрации
  • паспортные данные / реквизиты учредителя организации. Учредителем фонда может быть физическое либо юридическое лицо. При желании учредителей для регистрации благотворительного фонда может быть несколько
  • паспортные данные лица, которое станет руководителем фонда (единоличным исполнительным органом). Также нужно определить, как руководитель фонда будет именоваться (президент, директор и тд.). При желании руководителей можно назначить несколько  
  • информация о составе остальных органов управления фонда (высший коллегиальный орган, попечительский совет, ревизор)
  • юридический адрес, по которому будет осуществляться связь с организаций
  • определить, кто из учредителей фонда выступит заявителем при подаче документов в Минюст на государственную регистрацию  

А теперь подробнее о каждом этапе.

Шаг 1: Как определить цель и предмет деятельности благотворительного фонда

Формулировка целей и предмета деятельности некоммерческой организации – это едва ли не самый сложный и ответственный этап её регистрации. Неважно на сколько хорошо юридически проработаны документы. Если цели и виды деятельности сформулированы слишком абстрактно, путанно, без учета многочисленных требования законодательства и выработанных практикой правил – будет 100% отказ в регистрации.

Правда, с определением целей деятельности благотворительного фонда ситуация чуть проще, поскольку в законодательстве уже определен типовой перечень целей осуществления благотворительной деятельности (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).

Этот список я уже приводил в разделе 1.1. данной статьи. Не буду его повторять. Просто выберите те пункты из перечня, которые больше всего вам подходит, исходя из того, кому фонд будет помогать.  

Написать свои цели также можно, но настоятельно рекомендую взять хотя бы одну цель из закона и поставить ее первой в списке.

Важно помнить, что цели нельзя просто скопировать и вставить в устав. Их как минимум нужно отредактировать в контексте содержания устава фонда.

Нужно учесть еще ряд моментов.

Очень важно, чтобы цели охватывались наименованием фонда, соответствовали характеру деятельности организации.

Помните: формулировка наименования  благотворительного фонда юридически определяет его деятельность, связывает по целям и видам деятельности. Об этом более подробно расскажу в следующем разделе.

Другая важная особенность: при формулировке целей нужно также учитывать правовую природу фонда, как разновидности юридического лица. Суть деятельности любого фонда – это накопление и управление финансовыми активами и имуществом с какой-либо целью. Потому, очень многие Минюсты по регионам до сих пор требуют, чтобы формулировка целей благотворительного фонда начиналась в уставе с примерно такой фразы:

«Целью создания и деятельности Фонда является формирование имущества и средств на основе добровольных имущественных взносов и других не запрещенных законодательством поступлений и направление данного имущества и средств на …» (далее должно идти перечисление целей благотворительности из закона).

Хотя, такое требование слабо согласуется с действующим законодательством. Даже в официальном определении фонда в законодательстве, вы про накопление и управление активами ничего не найдете. 

Что касается предмета деятельности благотворительного фонда, то тут нужно максимально конкретно расписать всю деятельность, которой фонд будет заниматься для достижения своих целей. В этот раздел можно включить:

  • описание мероприятий, которые будут проводиться для сбора пожертвований;
  • описание того, кому конкретно и в какой форме может быть оказана помощь;
  • с кем еще фонд будет сотрудничать;
  • иную подобную деятельность.

Если благотворительный фонд будет оказывать какие-либо платные услуги, например, оказывать консультации, проводить открытые лекции и выбинары – всю подобную деятельность также нужно подробно расписать в уставе отдельным списком в разделе о приносящей доход деятельности фонда. 

Перечислить в уставе нужно ВСЕ планируемые виды деятельности. Если что-либо не учтете, благотворительный фонд не сможет заниматься этой деятельностью, пока не будут официально внесены изменения в устав.

Все виды деятельности должны соответствовать уставным целям фонда, быть направленными на их достижение. Иными словами предмет деятельности не должен быть логически шире по охвату, чем сформулированные цели. И название, и цели, и виды деятельности благотворительного фонда должны охватываться единой концепцией (характером деятельности) организации.

Само собой в видах деятельности не должно быть ничего, что вообще слабо совместимо с некоммерческим статусом фонда (оптовая торговля, строительство, грузоперевозки).  

Шаг 2: Как назвать благотворительный фонд

Когда с целями и предметом деятельности будет определенность, можно переходить к следующему этапу – подбору уникального названия благотворительного фонда, которое будет отличать данную организацию от конкурентов.

В формулировке наименования благотворительного фонда также есть свои тонкости. 

По общему правилу полное наименование любой некоммерческой организации должно включать в себя указание на её организационно-правовую форму и характер деятельности – короткое описание для чего организация создана, какое у нее основное направление деятельности (например, Фонд по борьбе с раком «Вектор»).

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (пункт 1 статьи 54 Гражданского кодекса РФ)

В юридической практике распространено мнение, что использование в наименовании юридического лица слова «благотворительный» (например, Благотворительный фонд «Вектор») – это и есть указание на характер его деятельности, поскольку в законодательстве уже подробно определено, что такое благотворительная деятельность и благотворительная организация.

Таким образом, по умолчанию благотворительная организация может действовать в рамках любых целей благотворительности, определенных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», при условии, что в наименовании и в уставе организации направления деятельности не будут искусственно ограничены.

Полного консенсуса в этом вопросе нет. Общаясь со специалистами Минюстов разных регионов, я встречал и обратное мнение: что использовать слово «благотворительный» в наименовании недостаточно. Чтобы определить характер деятельности фонда, нужно также описать общими словами направления благотворительной деятельности.  

Помните, что наименование может юридически сузить область деятельности фонда!

Например, если назвать организацию:

Благотворительный фонд помощи больным раковыми заболеваниями «Вектор»

— нужно иметь ввиду, что и уставные цели можно будет указать только те, которые связаны с медициной и помощью больным, а не «подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев» или что-то подобное. Таким образом, деятельность фонда будет ограничена помощью больным раковыми заболеваниями.

Все вышеизложенное относится к полному наименованию. Помимо него у благотворительной организации может быть сокращенное наименование, а также полное и сокращенное наименование на иностранном языке.  

Законодательство предъявляет еще множество требований к наименованию благотворительных фондов. 

Например, в наименовании нельзя использовать слова «Россия», «российский» и производные от них (РФ, всероссийский, общероссийский, русский,  и тд.). Есть исключения, но они редко встречаются в практике.

Если в наименовании используются иностранные слова в русской транскрипции, следом должен быть их перевод на русский язык.

Имена граждан и названия других организаций в наименовании фонда можно использовать, но только, предоставив в Минюст письменные согласия их правообладателей.

Есть и другие особенности. Более подробно про требования к наименованию некоммерческих организаций и распространенные ошибки можно посмотреть в этой статье.

Шаг 3: Как подобрать юридический адрес для открытия благотворительного фонда

При подборе юридического адреса фонда применяются те же правила, что и для ООО, либо другого юридического лица. С той лишь разницей, что в качестве адреса благотворительного фонда можно использовать жилые помещения не только по месту жительства его учредителей либо руководителей, а вообще любого физического лица, которое даст на это согласие.  

Это правило закреплено в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»:     

«Не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства».

Еще одна особенность: юридические адреса при регистрации благотворительных фондов, по моему наблюдению, не проверяют также тщательно, как при регистрации ООО. На заявленный в регистрационных документах адрес с проверкой налоговые инспекторы, как правило, не выезжают, но при условии, что с пакетом документов было предоставлено письменное согласие собственника помещения либо гарантийное письмо. Однако могут быть исключения.

Зарегистрировать благотворительный фонд можно также в нежилом помещении:

  • в офисе;
  • в производственном помещении;
  • либо в ином капитальном строении

при условии согласия его собственника.

Шаг 4: Как подобрать виды деятельности благотворительного фонда по ОКВЭД

При создании благотворительного фонда необходимо обязательно указать в форме заявления (р11001) коды видов деятельности (коды ОКВЭД), взятые из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2).

Из всех кодов ОКВЭД один должен быть определен, как основной. Все остальные являются дополнительными. Это общие требования для регистрации всех юридических лиц.

При регистрации благотворительного фонда рекомендуется использовать в качестве основного кода ОКВЭД:

64.99 Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки

В качестве дополнительных кодов ОКВЭД для благотворительных фондов, чаще всего указывают:

  • 58.11.1 Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде
  • 58.19  Виды издательской деятельности прочие
  • 82.30  Деятельность по организации конференций и выставок

Это те виды деятельности, которые больше всего свойственны для благотворительного фонда. Однако в зависимости от ситуации коды ОКВЭД могут различаться. Во всех случаях они подбираются индивидуально под конкретные цели создания организации.

Что еще нужно учитывать при подборе кодов ОКВЭД.

1) Нужно помнить, что коды ОКВЭД – это коды ЭКОНОМИЧЕСКОЙ деятельности, при этом типовой. В свою очередь благотворительный фонд регистрируется, прежде всего, для осуществления благотворительной и некоммерческой деятельности, вариаций которой может быть бесконечное количество.

Поскольку у нас нет отдельного классификатора некоммерческой деятельности, а в заявлении указывать что-то нужно, приходится работать с тем, что есть. Потому совершенно нормально, что Вы не сможете отыскать в классификаторе кодов ОКВЭД тот либо иной вид деятельности.

2) Не нужно перечислять коды ОКВЭД в уставе. Предмет деятельности и коды ОКВЭД – это разные вещи! Они могут (и должны) различаться. Главное, чтобы они были подобраны в единой канве и не противоречили друг другу.

3) Не гонитесь за количеством кодов ОКВЭД. Подавляющая часть кодов из классификатора вообще не совместима с правовым статусом благотворительного фонда. Если вы нечаянно укажите один из них — получите отказ в регистрации.

Например, не рекомендую указывать коды, связанные с торговлей, строительством и промышленным производством. По моему опыту, Минюст их не пропускает.

Таким образом, хорошо подумайте, какие коды ОКВЭД использовать, какой указать в качестве основного. Дополнительные коды стоит указывать, только, если организация действительно будете заниматься этими видами деятельности, и они будет раскрыты в уставе (в разделе о целях создания и предмете деятельности благотворительного фонда).

Шаг 5: Какие документы необходимы для регистрации благотворительного фонда

Чтобы зарегистрировать благотворительный фонд в Минюсте потребуется подготовить следующий пакет документов:

  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001).
  • Решение либо протокол о создании благотворительного фонда, смотря, сколько у организации учредителей (1 или несколько).
  • Устав благотворительного фонда. В нем обязательно должна быть раскрыта информация о целях и предмете деятельности благотворительной организации, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации, а также еще ряд вопросов.

О типичных ошибках при подготовке уставе некоммерческой организации вы можете почитать в этой статье.

Также в зависимости от обстоятельств в перечень документов на регистрацию благотворительного фонда необходимо включить:

  • документы для подтверждения правомерности использования юридического адреса благотворительного фонда (копия свидетельства о собственности на недвижимое имущество, выписка ЕГРН, гарантийное письмо, согласие собственника)
  • квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию  благотворительного фонда — 4000 руб. (оплачивать пошлину нужно только, если подаете документы на регистрацию в бумажном виде. При электронной подаче по ЭЦП пошлина не платится вообще в соответствии с пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ для стимулирования электронного документооборота)
  • согласие на использование имени физического лица либо наименования юридического лица в официальном наименовании благотворительного фонда
  • паспортные данные учредителей благотворительного фонда — физических лиц (если они не содержатся в протоколе либо заявлении по форме р11001)
  • протоколы либо решения уполномоченных органов управления юридических лиц — учредителей благотворительного фонда, из которых следуют, что соответствующие юридические лица приняли решение об учреждении благотворительного фонда (Минюст запрашивает эти решения не всегда, согласно законодательству они не являются обязательными)  
  • копии документов, удостоверяющих личность, с нотариально заверенным переводом на русский язык, если учредители — иностранцы
  • уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при желании можно подать со всеми документами либо уже после открытия благотворительного фонда в течение 30 дней).

В зависимости от обстоятельств могут потребоваться и иные документы.

Если Вы собираетесь подавать документы в Минюст в бумажном виде, все перечисленные документы, кроме устава, должны быть представлены в 2-х экземплярах, а устав — в 3-х экземплярах.

Двухсторонняя печать запрещена.

Все многостраничные документы следует прошить и заверить на сшивке. Хотя, по моему опыту, не во всех Минюстах это является обязательным.

Касательно необходимости сшивки документов, подаваемых на регистрацию НКО, своё мнение изложил в этой статье.

Шаг 6: Как подать документы на регистрацию благотворительного фонда в Минюст

Подготовленный пакет документов на регистрацию благотворительного фонда необходимо направить в территориальное подразделение Министерства юстиции по региону, в котором будет расположен юридический адрес организации.

На текущий момент возможны 3 способа направления документов на регистрацию:

  • сдать их в бумажном виде лично учредителем в Минюсте либо по доверенности от него;
  • направить бумажные документы в Минюст почтой, предварительно заверив подписи учредителей в заявлении по форме р11001 у нотариуса;
  • направить документы в Минюст в электронном виде с использованием ЭЦП одного из учредителей через портал Госуслуг (в некоторых регионах требуются ЭЦП всех учредителей).

Третий способ, на мой взгляд, самый выгодный и удобный. Хоть и звучит угрожающе для тех, кто никогда не сталкивался с ЭЦП и электронными документами. С июня 2020 г. я регистрирую практически все благотворительный фонды, а также иные некоммерческие организации только таким образом. При этом мне совершенно не важно, в каком регионе идет регистрация и где территориально находятся учредители. Они могут проживать даже в разных субъектах. Документы можно отправить в минюст с любого компьютера. Необходимость в личных встречах также отсутствует. Все документы можно подготовить и согласовать дистанционно.

Преимущества электронной подачи документов на регистрацию благотворительного фонда

  • Экономия на государственной пошлине (4000 руб.). Ранее уже обращал внимание, что пошлина при электронной подаче документов не платится в соответствии с пп. 32 п. 3 статья 333.35 Налогового кодекса РФ. Это сделано специально, чтобы стимулировать общество к использованию электронного документооборота.
  • Экономия на нотариальных расходах. При электронной подаче документов не нужно нотариально заверять подписи учредителей в заявлении на регистрацию благотворительного фонда. Также не нужно тратиться на изготовление нотариальных доверенностей чтобы сдать / получить документы в Минюсте – при наличии ЭЦП в этом просто нет смысла. 
  • Экономия времени на поездки в Минюст и на почту, на сдачу / получение документов. Отправить документы можно прямо с компьютера. Учредительные документы с ЭЦП от налоговой придут на электронную почту автоматически, и они будут иметь юридическую силу бумажных оригиналов. Банки и нотариусы охотно с ними работают. Бумажные документы можно забрать по желанию, либо попросить Минюст отправить их почтой.
  • Не нужно прошивать все многостраничные документы, а это, напомню, как минимум: 3 устава, 2 заявления, 2 протокола (если учредителей несколько). Одна ошибка — и все перешивать заново. Лично я уже только по этому не хочу связываться с «бумажными» документами.

Единственный сомнительный минус электронной подачи — нужно делать усиленную квалифицированную электронную подпись на учредителя (иногда на всех учредителей). Однако стоит ЭЦП совсем не дорого (расценки в удостоверяющих центрах начинаются от 500 руб.) и получить её очень легко – точно быстрее и проще, чем мучиться с бумажными документами.

Шаг 7: Контроль регистрации благотворительного фонда в Минюсте. Получение учредительных документов

Общий срок регистрации благотворительного фонда, как правило, составляет 1 месяц. Это, если у Минюста и ФНС к документам не возникнет ни одного замечания, что, к сожалению, бывает не всегда.

После сдачи документов в Минюст, они в течение 14 рабочих дней будут находится на правовой экспертизе. Это самая ответственная стадия регистрации благотворительного фонда, на которой забраковываются большинство документов, особенно составленных новичками.

Чтобы защитить себя от отказа, рекомендую контролировать их рассмотрение, периодически звонить в Минюст и интересоваться у специалистов есть ли замечания по документам. Зачастую специалисты идут на встречу и позволяют исправить ошибки прямо во время их рассмотрения, а не переподавать пакет заново.

Если правовая экспертиза представленных на регистрацию документов пройдет благополучно, Минюст самостоятельно отправит их налоговую, где их тоже внимательно проверят. Если и у налоговой не возникнет замечаний: учредители не дисквалифицированы, указанная в заявлении информация корректна, адрес не массовый — сведения об благотворительного фонда будут внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С этого момента благотворительного фонда официально приобретает статус юридического лица.

Однако ехать в Минюст за готовыми документами рано. Налоговая отправит данные о регистрации благотворительного фонда обратно в Минюст. Получить полный комплект учредительных документов можно будет через 3 — 4 дня в Минюсте (там же, куда вы их подавали).

Если регистрационные документы были направлены в Минюст электронно, учредительные документы по открытому благотворительному фонду придут в электронном виде на указанную в заявлении (р11001) электронную почту заявителя автоматически. Получить бумажные документы можно по желанию, обратившись в Минюст.

Что важно сделать после открытия благотворительного фонда


Изготовление печати

Печать благотворительного фонда потребуется для сдачи отчетности, заверения внутренних документов, открытия расчетного счета в банке. На данный момент к печатям юридических лиц не предъявляются особых требований, кроме следующих:

печать должна быть круглой, на печати должен присутствовать ОГРН, а также официальное полное наименование организации на русском языке (с соблюдением такого же регистра, как в уставе) и указание населенного пункта, где благотворительный фонд зарегистрирован.

Регистрировать печати нигде не нужно. Можно сделать одну или несколько, с логотипом или без, на Ваше усмотрение.

Выбор системы налогообложения

После регистрации благотворительный фонд будет по умолчанию находиться на общей системе налогообложения, которая предусматривает уплату НДС, что, как правило, совсем не выгодно и не удобно из-за большого количества отчетности.

Руководитель благотворительного фонда вправе перевести его на упрощенную систему налогообложения (УСН): доходы – 6% либо доходы минус расходы – 15%, направив соответствующее уведомление в ФНС по месту налогового учета в течение 30 дней с момента создания организации (дата постановки на налоговый учет).

Иных специальных режимов налогообложения, кроме УСН, для благотворительного фонда не предусмотрено.

Открытие расчетного счета

Тут всё также, как по ООО или ИП. Для открытия счета благотворительного фонда помимо документов, которые вы получите в Минюсте, вам потребуется подготовить приказ о вступлении в должность руководителя организации (в некоторых банках еще и приказ на главного бухгалтера).

Надеюсь теперь у вас есть общее представление как организовать благотворительный фонд в России, что для этого нужно и как оформить регистрационные документы.  

Если у вас остались вопросы или вы ищете юриста по регистрации благотворительного фонда — я к вашим услугам (узнать подробнее). Список зарегистрированных с моей помощью некоммерческих организаций можно посмотреть на этой странице.
Также предлагаю подписаться на мой Telegram-канал. Делюсь в нём интересными историями из юридической практики, разбираю частые ошибки, даю советы, консультирую и отвечаю на вопросы подписчиков.

Подробнее об авторе

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Дмитрий Соколовский/ автор статьи

Практикующий юрист. Опыт – более 11 лет.

– Телефон: +7 953 60-60-702 (WhatsApp, Telegram)
– t.me/sokolovsky_juristt
– Email: ds@juristt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Константин

    Добрый день! Сколько обходится содержание фонда в год?

  2. Уларбек

    +79224691323

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: