Как открыть благотворительный фонд — 2019

Как открыть благотворительный фонд — 2020 — подробная пошаговая инструкция

Последнее время ко мне часто обращаются с одними и теми же вопросами: как открыть благотворительный фонд (как создать благотворительный фонд), с чего начать и на какие юридические тонкости обратить особое внимание. В этой статье я поделюсь своим собственным опытом по регистрации различных благотворительных фондов для своих клиентов.

Расскажу, как готовил документы, с какими сложностями столкнулся в процессе их рассмотрения в Минюсте. Надеюсь, данная информация будет для вас полезна и поможет без головной боли с первого раза пройти регистрацию благотворительного фонда.

Буду очень признателен за обратную связь в комментариях. Поделитесь своим опытом по созданию благотворительного фонда. Совместными усилиями мы сможем создать еще более полное и актуальное пошаговое руководство.

Ниже указал краткое содержание. Кликните на интересующий раздел для быстрого перехода.

Содержание
  1. Что такое благотворительный фонд. Основы основ
  2. Отличия благотворительного фонда от прочих видов некоммерческих организаций. Плюсы и минусы
  3. Количество учредителей для регистрации фонда
  4. Особенности ликвидации фонда
  5. Особенности системы органов управления в фонде
  6. Регистрировать самостоятельно или обратиться за помощью к юристу
  7. Пошаговая инструкция по регистрации благотворительного фонда в Минюсте
  8. Шаг 1: определить наименование благотворительного фонда
  9. Шаг 2: определить адрес благотворительного фонда
  10. Шаг 3: определить коды ОКВЭД, цель и предмет деятельности
  11. Шаг 4: уплата государственной пошлины за регистрацию благотворительного фонда.
  12. Шаг 5: подготовка пакета документов для создания благотворительного фонда
  13. Шаг 6: Подача документов в регистрирующий орган
  14. Шаг 7: Контроль за рассмотрением документов по фонду в Минюсте
  15. Что нужно обязательно сделать после регистрации фонда
  16. — Изготовление печати.
  17. — Выбор системы налогообложения.
  18. — Сдача в налоговую сведений о среднесписочной численности работников.
  19. — Открытие расчетного счета.

Что такое благотворительный фонд. Основы основ

Немного важной теории.

В соответствии со ст. 123.17. Гражданского кодекса РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

В данном контексте благотворительный фонд отличается от обычного фонда своей основной целью создания – осуществлением благотворительной деятельности.

В свою очередь благотворительной деятельностью согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» признается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, суть деятельности любого благотворительного фонда сводится к аккумулированию всеми законными средствами имущества, денежных средств и иных ресурсов (в том числе за счет собственных средств учредителей), и безвозмездному их распределение для оказания помощи нуждающимся гражданам и организациям.

Закон определяет следующие возможные цели осуществления благотворительной деятельности, кому может оказываться помощь и в каких случаях (ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»)

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  • охрана окружающей среды и защиты животных;
  • охрана и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Вышеизложенные выдержки из законов приведены мной не просто так. Фактически это ядро юридического статуса любого благотворительного фонда. От данных положений необходимо отталкиваться при определении концепции, целей создания и деятельности данной организации, а также при проработке его учредительных документов.

Свои первые ошибки при регистрации благотворительного фонда многие учредители и юристы допускают уже на том, что некорректно (не так как это установлено в законодательстве) формулируют в уставе его определение и цели деятельности (подробнее об этом в моей статье: «Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2020»).

Отличия благотворительного фонда от прочих видов некоммерческих организаций. Плюсы и минусы

Благотворительные фонды по своему юридическому статусу существенно отличаются от прочих видов некоммерческих организаций.

Регистрировать их, по моему субъективному мнению, тяжелее, чем автономные некоммерческие организации или общественные организации, но это не останавливает большинство учредителей.

Их детальность строже контролируется надзорными органами и подпадает под большее количество юридических ограничений в работе.

При этом, как известно, благотворительной деятельностью могут заниматься не только благотворительные фонды, но иные виды юридических лиц. Более того – такой деятельностью в силу прямого указания закона можно заниматься вообще без образования юридического лица и чьего-либо предварительного разрешения.

Осуществлять пожертвования или оказывать кому-либо благотворительную помощь – это неотъемлемое конституционное право любого лица. Никто не может запретить эту деятельность.

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

(ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»)

Тогда, зачем же регистрируют благотворительные фонды?

На мой взгляд, основной стимул большинства учредителей при регистрации благотворительного фонда, как юридической формы организации благотворительной деятельности – это солидность и статус. Благотворительный фонд в массовом сознании пользуется большим доверием. Звучит гораздо серьезнее.

В свою очередь спонсору и жертвователю проще доверить свои средства именно юридическому лицу — фонду, зная о том, что государство обеспечивает дополнительный контроль над его деятельностью и расходованием средств.

Кроме того, из всех видов юридических лиц организационно-правовая конструкция фонда по своей природе более всего отвечает задачам осуществления благотворительной деятельности, так как обеспечивает хоть какие-то базовые юридические гарантии сохранения собранных денежных средств и их целевое расходование, а также защиту от злоупотреблений со стороны управленческого персонала.

Это обеспечивается за счет:

  • установления обязанности по ежегодному опубликованию отчета об использовании имущества фонда (не считая обязанности по подготовке и сдаче отчетов о персональном составе органов управления и некоторых иных обязательных форм);
  • обязательного создания в структуре органов управления попечительского совета, как главного надзорного органа;
  • установления осложненного судебного порядка закрытия (ликвидации) фонда;
  • установления возможных лимитов расходования собранных за счет пожертвований денежных средств на финансирование своей деятельности.

В последнем пункте имеются ввиду положения ст. 16. Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Так, благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Количество учредителей для регистрации фонда

К плюсам регистрации в качестве благотворительной организации именно фонда также можно отнести возможность его создания всего одним учредителем – физическим или юридическим лицом.

Однако это не отменяет обязанности по формированию органов управления фонда, для чего никак не хватит одного лица. Чтобы выполнить все требования закона по формированию органов управления потребуется еще как минимум 2 (а лучше 3) человека.

К минусам регистрации благотворительного фонда я отношу:

  • усложненный порядок ликвидации, требующий обязательной судебной санкции, а также
  • расширенную систему органов управления, которую весьма не просто с первого раза без ошибок корректно расписать в уставе.

Особенности ликвидации фонда

В соответствии со ст. 123.20. Гражданского кодекса РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

  • имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  • цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, от созданного фонда просто так не избавиться.

Для его закрытия сначала придется обратиться в суд, где еще нужно доказать, что дальнейшее продолжение его деятельности объективно невозможно. Нет никакой гарантии, что сделать это получится (знаю, о чем говорю, поскольку мне лично довелось  участвовать в подобном процессе).

Особенности системы органов управления в фонде

В благотворительном фонде должны обязательно быть сформированы к моменту регистрации:

  • Высший КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ орган управления
  • Попечительский совет
  • Единоличный исполнительный орган

Кроме того, в фонде могут быть также предусмотрены:

  • Должность ревизора или ревизионная комиссия
  • Различные комитеты по направлениям деятельности
  • Прочие органы.

Закон предъявляет различные требования к кандидатурам в тот или иной орган таким образом, что 1 человек никак не сможет войти в них все.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 10. Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

В соответствии со ст. 123.19. Гражданского кодекса РФ Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Установлением подобных правил государство пытается насильно стимулировать подотчетность и добросовестность высшего менеджмента фонда и защитить жертвователей от растрат их средств и иных злоупотреблений.

От себя замечу, что в попечительский совет на практике часто включают различных спонсоров и крупных жертвователей, либо каких-нибудь публичных известных персон.  

Регистрировать самостоятельно или обратиться за помощью к юристу

Тут выбор за вами. При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда это потребует от вас определенных усилий и времени. Ниже я постараюсь подробно расписать процедуру создания благотворительного фонда, с какими сложностями можно столкнуться.

Буду рад, если в комментариях вы поделитесь и своим опытом.

Но, перед тем как начну, хочу, чтобы вы обратили внимание на следующее.

Не думайте, что создать благотворительный фонд также легко, как ООО, и для этого достаточно бездумно скачать формы документов из интернета, например устав другого фонда, заполнить и сдать в Минюст.

Даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к проработке документов, особенно устава. Они должны быть идеально выверены с точки зрения законодательства, учитывать в том числе правовые позиции Минюста вашего региона.

Помните – ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО!

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию фонда вы можете почитать в моих статьях:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации. 2020

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО) – 2020

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2020

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО). Личный опыт. 2020

Если все, что я написал до этого момента Вас еще не окончательно отпугнуло от самостоятельной регистрации благотворительного фонда — дерзайте :). Ниже — мои советы по процедуре.

Пошаговая инструкция по регистрации благотворительного фонда в Минюсте

Шаг 1: определить наименование благотворительного фонда

В части наименования благотворительного фонда применяются те же требования законодательства, что и к ООО или иному юридическому лицу.

Так, полное наименование благотворительного фонда обязательно должно включать в себя фразу «благотворительный фонд».

Вы вправе предусмотреть также сокращенное наименование.

А теперь очень Важный нюанс:

в полном наименовании благотворительного фонда обязательно должна раскрываться суть его деятельности. Это значит, что для любого постороннего человека должно уже по названию быть понятно в целом чем занимается фонд, кому помогает, какая у него специализация и цель.

Данное правило следует из норм Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

(п. 1 ст. 4) «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

Приведу наглядный пример.

Так недостаточно назвать фонд

Благотворительный фонд «Альфа».

Требованиям закона такое наименование соответствовать не будет. Документы Минюст скорее всего забракует, т.к. наименование не раскрывает характер деятельности, не отвечает на вопрос, о чем фонд и для чего он создан.

А если добавить:

Благотворительный фонд помощи детям «Альфа»

проблема решается. Для чего фонд создается и кому он будет помогать из наименования в целом понятно.

Какие есть еще требования к наименованию фонда вы можете почитать подробнее в моей статье:

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО) – 2020

Шаг 2: определить адрес благотворительного фонда

В части выбора юридического адреса фонда применяются те же правила, что по ООО или любому другому юридическому лицу.

Зарегистрировать фонд можно в капитальном строении:

  •  офисе;
  •  производственном помещении;
  • либо в жилом помещении (квартире, жилом доме), но при условии, что в нем прописан по месту жительства кто-нибудь из учредителей или директор фонда, либо жилое помещение принадлежит данному лицу.

Помещение, используемое для юридического адреса, может быть в собственности учредителей либо директора фонда, или может использоваться с письменного разрешения собственника. Такое письменное разрешение следует приложить к документам на регистрацию.

Это не обязательное требование, но оно поможет избежать многих проблем при рассмотрении документов в Минюсте и налоговой.

Не рекомендую указывать в качестве адреса жилое помещение, занимаемое учредителем или директором по договору социального найма или какую-либо иную недвижимость, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Письменное согласие на использование вы едва ли получите, а без него могут возникнуть проблемы.

С другой стороны, в моей практике были успешные случаи регистрации фондов в муниципальных помещениях, само собой, с приложенным к документам письменным согласием собственника.

Шаг 3: определить коды ОКВЭД, цель и предмет деятельности

Основным кодом ОКВЭД при регистрации благотворительного фонда рекомендую указывать в заявлении:

64.99 Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных
в другие группировки

и не сильно мудрить с добавлением второстепенных.

Шаг 4: уплата государственной пошлины за регистрацию благотворительного фонда.

Пошлина за регистрацию фонда составляет 4000 рублей.

Реквизиты я рекомендую взять на сайте управления Минюста по вашему региону (раздел «регистрация некоммерческих организаций») либо непосредственно в управлении (обычно их размещают на специальных стендах).

Шаг 5: подготовка пакета документов для создания благотворительного фонда

Стандартный пакет документов, который нужно представить в Минюст для регистрации фонда:

  • Расписка о сдаче документов на регистрацию в 2-х экземплярах (Один экземпляр с отметкой о принятии останется у вас);
  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) (КНД 1111501) в 2-х экземплярах;
  • Протокол / решение об учреждении фонда в 2-х экземплярах;
  • Устав фонда в 3-х экземплярах (один экземпляр вы получите на руки после регистрации);
  • Документ об уплате государственной пошлины (4 000 руб.) в 2-х экземплярах;
  • *(необязательно) документы по адресу (копия свидетельства о собственности на недвижимое имущество, выписка ЕГРН, гарантийное письмо, согласие собственника).

Это минимально необходимый пакет. В разных ситуациях может потребоваться и что-то еще (например, если учредители — юридические лица, иностранцы и тд.).

Что тут нужно учесть:

Правила заполнения заявления о государственной регистрации при создании фонда аналогичны ООО за тем исключением, что не нужно заполнять разделы об уставном капитале и долях учредителей (в фондах, как и в других некоммерческих организациях уставного капитала и долей быть не может).

С протоколом — полная аналогия с ООО. Можно взять протокол по регистрации ООО и довести его до ума. Но и тут есть нюансы.

В отличие от регистрации фонда при регистрации ООО налоговая не проверяет юридическую корректность содержания устава и протокола. Проверяется только наличие всех реквизитов. А вот в Минюсте ваши документы прочитают очень внимательно. Если вы возьмете произвольно шаблон протокола в интернете и заполните его как попало — скорее всего вас попросят его переделывать.

По моим наблюдениям, шаблоны из интернета вообще очень некачественные и без вдумчивой доработки их лучше не использовать.

Все это справедливо в еще большей степени для устава фонда.

Вообще корректно составить устав, да так, чтобы по нему не возникло ни одного замечания при проверке в Минюсте — почти невыполнимая задача. Разные специалисты Минюста могут найти разные ошибки даже, если шаблон устава уже успешно проходил регистрацию.

Подробнее о типичных ошибках учредителей при подготовке устава фонда Вы можете почитать в моей статье:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации. 2020

В заключение дам общий совет — максимально скрупулёзно отнеситесь к проработке устава. Приведите его в полное соответствие с действующим законодательством. Бездумно содранный из интернета устав может привести к отказу в регистрации и потере оплаченной пошлины!

Шаг 6: Подача документов в регистрирующий орган

Подготовленный пакет документов сдается в Управление Минюста по субъекту, в котором расположен юридический адрес, создаваемого фонда.

Но сперва настоятельно рекомендую сшить все многостраничные документы (заявления, протоколы, уставы).

По поводу сшивки вообще сложилась парадоксальная ситуация. Юридически она отменена, далеко не во всех регионах её требуют. Однако некоторые региональные отделы Минюста категорически отказываются принимать непрошитые документы из-за коллизии между старым (не отмененным) приказом Минюста и новыми правилами подготовки документов. Более подробно об этом вы можете почитать в моей статье:

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО). Личный опыт. 2020

Никакой двухсторонней печати! Все сдаваемые документы должны быть распечатаны только с одной стороны.

Правила подписания заявления о государственной регистрации фонда.

Как и по любому иному юридическому лицу, при регистрации фонда действуют особые правила заверения подписи учредителей на заявлении о государственной регистрации.

Если учредители могут лично подать документы в Минюст — подписи в заявлении на регистрацию нотариально заверять не обязательно. В таком случае подписывать заявление следует при специалисте Минюста непосредственно при подаче.

Если документы отправляются на регистрацию иным способом, например, почтой или через представителя по доверенности — подписи в заявлении сперва нужно нотариально заверить. При сдаче документов в Минюст через представителя по доверенности — такая доверенность тоже подлежит нотариальному заверению.

Шаг 7: Контроль за рассмотрением документов по фонду в Минюсте

Срок регистрации фонда займет примерно 30 дней.

Чтобы защитить себя от отказа, рекомендую контролировать их рассмотрение, периодически звонить в Минюст и интересоваться есть ли ошибки.

Если правовая экспертиза представленных на регистрацию документов по фонду пройдет благополучно, документы уйдут автоматом (без вашего участия) в налоговую, где их проверят еще раз по формальным признакам: посмотрят статусы учредителей и директора, адрес. Если все в порядке, физические лица не дисквалифицированы, указанная в заявлении информация корректна, адрес не массовый — сведения о фонде будут официально добавлены в Единый государственный реестр юридических лиц. Дата добавления таких сведений — по сути — день рождения нового благотворительного фонда. С этого момента фонд официально приобретает статус юридического лица.

Если вы указывали телефон в заявлении на регистрацию (а я настоятельно рекомендую его указать, во многих регионах это обязательное негласное требование), скорее всего вы узнаете об успешном завершении процедуры от назойливых менеджеров банков, звонящих с рекламными предложениями. Если начали звонить — можно расслабиться, фонд зарегистрирован.

Однако бежать в Минюст за готовыми документами еще рано. Налоговая документы о регистрации отправит обратно в Минюст. Получить полный комплект учредительных документов можно будет через пару дней в Минюсте (там же, куда вы их сдавали). Обычно специалисты звонят по готовности.

Что нужно обязательно сделать после регистрации фонда

— Изготовление печати.

Тут нет специфики, все как по ООО.

— Выбор системы налогообложения.

По умолчанию после регистрации фонда, он будет находится на общей системе налогообложения. Вы вправе перейти на УСН (доходы 6% / доходы-расходы 15%) подав заявление в налоговую в течение 1 месяца с момента создания (внесения сведений об общественной организации в ЕГРЮЛ). Иных специальных режимов налогообложения для фонда не предусмотрено.

— Сдача в налоговую сведений о среднесписочной численности работников.

Это нужно обязательно сделать не позже 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором фонд был зарегистрирован.

— Открытие расчетного счета.

Тут все так же, как по ООО или ИП. Ну почти. Некоторые маленькие банки предпочитают не связываться с некоммерческими организациями.

Для открытия счета помимо документов, которые вы получите в Минюсте, вам потребуется подготовить приказ о вступлении в должность директора (в некоторых банках еще и приказ на главного бухгалтера).

Если у вас остались вопросы или вы ищете специалиста по регистрации благотворительного фонда— я к вашим услугам! Список зарегистрированных с моей помощью некоммерческих организаций можно посмотреть в данном разделе. Не забудьте сохранить страницу в закладках или в социальных сетях, чтобы не потерять, а также подписаться на обновления блога.

Автор — Дмитрий Соколовский, юрист по некоммерческим организациям.

Телефон 8-953-60-60-702 (Viber, WhatsAp)
E-mail: ds@juristt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: