Как открыть некоммерческую организацию (НКО) – подробная пошаговая инструкция – 2021

Как открыть некоммерческую организацию (НКО) – подробная пошаговая инструкция – 2024

В этой статье расскажу, что такое НКО и чем они занимаются, как открыть некоммерческую организацию самостоятельно, какой вид НКО выбрать, как подготовить учредительные документы и куда подать их на регистрацию.

Вся информация основана на моем личном опыте создания более 120 некоммерческих организаций для своих клиентов по всей России. Надеюсь, статья окажется для вас полезной и поможет разобраться в юридических тонкостях оформления НКО.  

Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для открытия НКО в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.

(НКО расшифровывается как «некоммерческая организация»)

Содержание
  1. Сложно ли открыть некоммерческую организацию
  2. Что такое НКО и чем они занимаются
  3. Какие организации являются НЕкоммерческими и чем они отличаются от коммерческих
  4. Для чего нужны НКО. Примеры использования
  5. Что лучше: НКО или ООО. Плюсы и минусы
  6. Какие бывают разновидности НКО
  7. Что такое автономная некоммерческая организация (АНО)
  8. Частные учреждения и их отличия от АНО
  9. Фонд и его разновидности
  10. Общественные организации как некоммерческие организации
  11. Ассоциация (союз) как форма НКО. Плюсы и минусы
  12. Что такое социально ориентированные некоммерческие организации
  13. Откуда НКО могут получать финансирование
  14. Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью
  15. Регистрировать НКО самостоятельно или нанять юриста
  16. Как открыть НКО — ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
  17. Шаг 1: Как определить форму, цель и предмет деятельности НКО
  18. Шаг 2: Как придумать название НКО
  19. Шаг 3: Как выбрать юридический адрес для НКО
  20. Шаг 4: Как подобрать коды ОКВЭД для регистрации НКО
  21. Шаг 5: Какие документы нужно собрать для регистрации НКО
  22. Шаг 6: Как подать документы на регистрацию НКО в Минюст
  23. Шаг 7: Контроль регистрации НКО в Минюсте. Получение учредительных документов
  24. Что важно сделать после регистрации НКО
  25. Изготовление печати
  26. Выбор системы налогообложения
  27. Открытие расчетного счета

Сложно ли открыть некоммерческую организацию


Как известно, одним из основных критериев деления юридических лиц на подвиды является цель создания, по которому все организации можно условно разделить на:

  • преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо
  • не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками (некоммерческие организации).

С коммерческими организациями всё относительно просто. Мы все с ними постоянно сталкиваемся и вступаем в договорные отношения: покупаем товары, оплачиваем услуги.

Их совсем не сложно регистрировать, так как любое развитое государство в конкурентной борьбе старается установить у себя наиболее комфортные условия ведения бизнеса, снять как можно больше бюрократических барьеров для начала предпринимательской деятельности.

Другое дело — НЕкоммерческие организации. Товар это штучный. Далеко не каждый юрист хоть раз в своей практике сталкивался с задачей по их регистрации и со спецификой деятельности подобных организаций.

Я сталкивался. Никогда не забуду свой первый опыт открытия НКО. С учетом того, что у меня на тот момент был большой опыт регистрации ИП, ООО и даже акционерных обществ, регистрация моей первой некоммерческой организации (это был благотворительный фонд) заняла у меня почти 3 месяца, и потребовала уйму времени на проработку учредительных документов и исправление замечаний Минюста.

Как оказалось, в интернете очень мало достоверной экспертной информации о некоммерческих организациях. Еще меньше пригодных для регистрации, не устаревших форм документов. Готовить их самостоятельно тяжело, т.к. по ходу процесса возникает много вопросов, ответов на которые нет.

Разобраться в законодательстве о некоммерческих организациях непросто, даже юристу. Оно противоречиво и неконкретно. Многие важные нюансы подготовки учредительных документов по НКО, на которые обращает внимание специалисты Минюста при проверках, не очевидны, т.к. прямо не сформулированы в тексте законов. Догадаться об их существовании можно лишь из правовых позициях Минюста, выработанных им на основе толкования действующего законодательства, либо из судебной практики.

Например, как понять требование закона о необходимости предоставления для регистрации НКО «сведений об учредителях»? (Какие именно сведения требуются? В каких документах их нужно указывать: в заявлении, или может нужно приложить скан паспорта учредителя к документам?)

Как понимать требование, что в наименовании некоммерческой организации должно содержаться указание на её «характер деятельности». (Что за «характер деятельности». Как определить правильно ли он сформулирован в наименовании?)

Как определить могут ли некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность, когда Гражданский кодекс и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» противоположным образом отвечают на данный вопрос?

Законодательство не содержит прямых ответов на эти вопросы. Между тем, вся процедура регистрации НКО основана на подобны нюансах.

Это часто приводит к путанице при подготовке документов, а также к граничащему с абсурдом формализму со стороны Минюста из-за различного толкования одних и тех же положений законов его же специалистами.

В этой области давно бы стоило навести порядок: проработать законодательство, отменить явно устаревшие нормы, упростить порядок регистрации НКО по примеру коммерческих организаций. Однако пока государственные органы заняты другими проблемами, приходится работать с тем, что имеем.    

Далее постараюсь раскрыть основные нюансы деятельности некоммерческих организаций, без знания которых будет тяжело правильно подготовить документы для их регистрации, а также ответить на самые популярные вопросы учредителей НКО.

Что такое НКО и чем они занимаются


Какие организации являются НЕкоммерческими и чем они отличаются от коммерческих

Учредители НКО часто интересуются, чем отличаются некоммерческие организации от коммерческих, и что из этого лучше регистрировать. 

Для начала определимся в основах, что в целом из себя представляют НКО.

В соответствии с законодательством:

Некоммерческие организации — это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Если некоммерческая организация все же получает какую-либо прибыль, предполагается, что она может быть направлена исключительно на поддержание деятельности организации и решение поставленных перед НКО задач.   

САМОЕ ВАЖНОЕ, что нужно помнить о некоммерческих организациях:
любая НКО всегда является узкоспециализированной организацией, созданной для достижения каких-либо конкретных некоммерческих целей. Вся её деятельность полностью предопределяется данными целями, которые должны быть исчерпывающие сформулированы в её учредительных документах.

На юридическом языке это называется «ограниченной правоспособностью».

Такой порядок применяется, поскольку НКО больше свойственно существовать и вести уставную деятельность за счет бескорыстных поступлений от других лиц: пожертвований, грантов, членских взносов, целевого капитала, субсидий от государства, а не за счет получения прибыли от продажи товаров и услуг (хотя и это в целом не запрещено).

Как правило, условием для такой бескорыстной передачи имущества, служит обязательство его использования по определенному назначению. Четко очерченные цели и предмет деятельности НКО как раз и задают критерии, по которым понятно, как именно органы управления некоммерческой организации смогут распорядиться полученными ресурсами от других лиц. А эти лица взамен получают юридический рычаг воздействия.

Если, предположим, выяснится, что финансовая помощь оказалась потрачена руководителем НКО на личное обогащение, а не на решение общественно-важных проблем, определенных в уставе организации, заинтересованное лицо сможет потребовать назад переданное имущество ввиду его нецелевого использования. Могут наступить и другие неблагоприятные последствия. В плоть до принудительной ликвидации НКО — нарушителя.

Этим некоммерческие организации принципиально отличаются от коммерческих, например обществ с ограниченной ответственностью, для которых работает обратный принцип (универсальная правоспособность): с момента создания им «по умолчанию» разрешено вести любую деятельность, если она прямо не запрещена законом и не требует специального предварительного разрешения (лицензии), а также как угодно распоряжаться своим имуществом.  

Цели создания некоммерческих организаций.

В соответствии с законодательством некоммерческие организации могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
  • защиты прав, законных интересов граждан и организаций;
  • разрешения споров и конфликтов;
  • оказания юридической помощи;
  • а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ

(пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Для чего нужны НКО. Примеры использования

Некоммерческие организации играют важную роль в любом цивилизованном обществе. Наглядно продемонстрировать для чего нужны НКО можно, сравнив для каких целей используются эти организации в государственном управлении и частной сфере.

Использование НКО в государственном управлении.

В государственном (муниципальном) управлении некоммерческие организации используются повсеместно в качестве организационной основы для органов власти, а также при создании муниципальных школ, больниц, детских садов, и иных подобных учреждений.  

Так, любая муниципальная администрация представляет из себя юридическое лицо в виде учреждения (одна из разновидностей некоммерческих организаций). У неё есть юридические реквизиты (ИНН, ОГРН), конкретный адрес, руководитель (мэр / глава администрации), казначейский счет, имущество на балансе, которое необходимо для осуществления возложенных на неё функций.    

Выписка из ЕГРЮЛ по Администрации выборгского района Санкт-Петербурга

Любая налоговая, с организационной точки зрения, – это тоже учреждение. Она имеет свои реквизиты, руководителя (начальника инспекции), и даже собственный устав, который регламентирует её внутреннюю хозяйственную деятельность.

Если какой-либо государственный орган создается, упраздняется, либо меняется его руководитель — это влечет такую же процедуру создания, ликвидации, реорганизации либо внесения изменений в ЕГРЮЛ, как если бы речь шла об обычной коммерческой организации.

Форма НКО в виде учреждения в государственном управлении очень удобна, т.к. она позволяет наделить соответствующий орган государственной власти или муниципальное учреждение казённым имуществом без перехода на него права собственности.

Такое учреждение может лишь пользоваться этим имущество (на праве оперативного управления), при этом исключительно для выполнения возложенных на него публичных функций. Если руководитель учреждения (муниципальной школы, больницы, гос. органа) самовольно передаст кому-либо казённое имущество, государство сможет вернуть его, а должностное лицо, допустившее растрату, сурового наказать.      

По такому же принципу работают и частные учреждения (например, частные музеи и образовательные организации): частное лицо наделяет учреждение своим имуществом (помещениями, орг. техникой, мебелью), оставаясь его собственником, формирует органы управления организации и ставит перед ними задачи: для каких целей это имущество нужно использовать.

Любые отступления от закрепленных в уставе целей и задач со стороны органов управления и работников учреждения могут иметь юридические последствия для них в виде взыскания причинных убытков, признания недействительными сделок об отчуждении имущества учреждения по искам учредителя такой организации, а также иные неприятности.  

Использование НКО в частной сфере

В частном секторе некоммерческие организации тоже активно используются, часто для воплощения в жизнь каких-либо общественно-полезных инициатив со стороны социально-активных граждан и поиска для этого финансирования.

По сути, НКО – это форма юридической коммуникации гражданского общества с государством, способ оперативного решения насущных социальных проблем, до того момента, пока массивный бюрократический аппарат государства самостоятельно не развернется на их решения.

Как правило, их создают в тех областях, где государство плохо справляется со своими обязанностями, например:  

  • в социальной сфере (создание ночлежек для бездомных, домов престарелых, организаций социального обслуживания, приютов для животных);
  • в образовании (организация частных детских садов, школ, организаций дополнительного образования);
  • в научной области (создание частных экспертных организаций и научно-исследовательских центров);
  • в здравоохранении (открытие частных клиник, коррекционных центров);
  • в области спорта (организация деятельности спортивных федераций и клубов);
  • в области культуры и искусства (частные музеи, дома культуры, театры);  

НКО также открывают, когда необходимо организовать и координировать деятельность множества частных лиц для достижения общей цели или отстаивания совместных интересов (садоводческие некоммерческие товарищества, профсоюзы, политические партии, религиозные организации, ассоциации, общественные организации, общественные движения). 

Пример.  

Предположим, группа граждан обнаружила, что в городе остро стоит вопрос с реабилитацией подростков-инвалидов, обучения их необходимым жизненным навыкам, например компьютерной грамотности, чтобы в будущем они могли постоять за себя и не рассчитывать на государство.

Никто этой проблемой в городе больше не занимается. Чиновники и муниципальные службы не спешат брать на себя эту инициативу – для них эта проблема не личная, а еще одна головная боль. 

Граждане – родители таких детей – на собственном опыте знают, как это важно для обеспечения будущего детей-инвалидов. Они уже имеют определенную экспертность, поскольку воспитывают детей с такими особенностями, и достаточно мотивированы, чтобы преодолеть все трудности для организации Центра помощи детям-инвалидам в своем городе, который объединил бы все семьи с похожей проблемой в округе. Они готовы вкладывать личное время, найти педагогов, бескорыстно делиться собственным опытом с другими. Но нужно помещение и оборудование для проведения занятий, хотя бы на несколько часов вечером.

Подошел бы кабинет в местном доме культуры, который уже оборудован всей нужной техникой. Он все равно вечером не используется. Муниципальная администрация – собственник помещения – вроде бы не возражает. Но для конкретного чиновника, принимающего решение, сразу встает ряд чисто юридических моментов, за которые он в случае чего будет отвечать головой:

  • Что из себя вообще представляет этот реабилитационный центр? Как он будет оформлен? Чем заниматься? Где будут исчерпывающе сформулированы все его виды деятельности?
  • Как проконтролировать, что центр не будет оказывать платных «не целевых» услуг с использованием данного помещения и оборудования?
  • С кем заключать договор на передачу помещения в пользование? С кого в случае чего взыскивать убытки за порчу имущества?

Чиновник администрации и рад бы передать помещение без выяснения всех этих формальностей, но в России действует достаточно суровое законодательство о защите конкуренции и противодействии коррупции, которое будет нарушено, если выяснится, что государственное имущество используется частным лицом для ведения коммерческой деятельности безвозмездно с разрешения или попустительства органов власти. Ведь тем самым такое лицо получает незаконное конкурентное преимущество перед остальными предпринимателями на этом рынке, вынужденными закладывать в цену своих услуг расходы на аренду.  

Открытие НКО позволяет закрыть все эти вопросы и разговаривать с государственными органами на одном языке, делая работу организации прозрачной и подконтрольной. Таким образом, НКО, оставаясь частным субъектом, как бы встраивается в систему государственного управления, вступает в синергию с муниципальными органами. От такого взаимодействия выигрывают все стороны.

Продолжу пример. Допустим, родители смогли найти помещение и оборудование для организации работы реабилитационного детского центра. Встает вопрос: за счет чего покрывать расходы на оплату труда педагога, покупку тетрадей, учебников?

Можно конечно посчитать все расходы за месяц и разделить их поровну на родителей. Но, если, например, оплаты будут приходить кому-то из родителей ежемесячно на карту, как потом доказывать налоговой, что это не доход, а целевые поступления на общественно-полезное дело? Как планировать бюджет центра, если кто-то из родителей станет уклоняться от взносов? Как понять, кто из родителей будет иметь право принимать участие в управлении центром?

А что, если один из меценатов – крупная компания города – решит поддержать это доброе дело круглой денежной суммой, кому её переводить? Как в дальнейшем контролировать целевое расходование средств? Как потом доказать налоговой, что лицо, получившее финансовую помощь, не работник данной компании, и это не зарплата, на которую нужно начислять страховые взносы и налоги?

Если предположить, что такой реабилитационный центр будет открыт на базе общественной организации (одна из разновидностей НЕкоммерческих организаций), все эти вопросы решаются.

  • Зафиксировать всех родителей — членов организации можно в юридически значимом документе – журнале членства, а также собрав с каждого заявление о вступлении в организацию. Таким образом, будет понятно, кто может принимать участие в управлении, кто и в каком размере должен платить взносы для покрытия расходов центра.
  • Все безналичные платежи и пожертвования можно принимать на расчетный счет организации, при этом все они будут освобождены от налогов (при соблюдении простых правил их оформления)
  • Все траты организации можно в любой момент проверить по выпискам с расчетного счета и отчетным документам, которые организация будет обязана собирать и учитывать в бухгалтерских регистрах в силу действующего законодательства. Если какие-то траты пойдут не по назначению, сразу понятно кто за это несет ответственность и с кого их взыскивать.
  • Определить критерии целевых трат тоже не составит труда, ведь они все будут исчерпывающе расписаны в уставе. А если не будут – минюст просто не пропустит регистрацию подобной некоммерческой организации.  
  • Главное – у всех заинтересованных лиц будут четкие права и обязанности.

Что лучше: НКО или ООО. Плюсы и минусы

Если сравнивать, что лучше открывать: коммерческую или некоммерческую организацию, по моему опыту, учредители останавливаются на НКО, руководствуясь следующими факторами:

1) Возможность оформления без торгов договора аренды зала или помещения в муниципальной школе (ином государственном учреждении) либо получения государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование.

У коммерческих организаций (ООО, АО и тд.) нет такой возможности. НКО же может пользоваться государственным и муниципальным имуществом без торгов, в некоторых случаях даже бесплатно либо с очень низкой ставкой аренды (используя государственные преференции). Это очень актуально для оформленных в виде некоммерческих организаций спортивных клубов, секций, школ, домов культуры и творчества, летних лагерей и иных организаций, которым для ведения уставной деятельности требуются помещения и инфраструктура.

Если у муниципального образования есть на балансе неиспользованное имущество, оно может быть передано частным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на общественно-полезные цели. Само собой такое имущество должно использоваться НКО в рамках этой деятельности и в соответствии с уставными целями организации.  

2) Получение грантов и поиск финансирования для научного, социального, образовательного или культурного проекта.

Так, у многих на слуху «президентские гранты», проводимые 2 раза в год. Поучаствовать в них может любая некоммерческая организация, ведущая социально-ориентированную деятельность и существующая более 6 месяцев.

Тематика выдачи грантов очень обширна. Это и проведение научных исследований, и развитие культуры, и социальная сфера. Финансирование от государства предоставляется, как правило, на конкурсной и безвозвратной основе. Нужно только отчитаться, что деньги были потрачены по назначению на полезные для общества проекты.

3) Получение субсидий от государства или муниципального образования.

Актуально для медицинских, социальных и образовательных НКО (домов престарелых, приютов, образовательных и медицинских организаций), имеющих официальный статус «некоммерческой организацией — исполнителя общественно полезных услуг».

Предоставление субсидий возможно, когда НКО берет на себя важную социально-общественную функцию: предоставляет качественную медицинскую или социальную помощь населению, оказывает образовательные услуги. Т.е. осуществляет прямые функции соответствующих муниципальных учреждений.

Государство софинансирует эту деятельность или компенсирует издержки, а НКО оказывает услуги бесплатно или на льготной основе определенной категории граждан. Таким образом, частная некоммерческая организация становится конкурентом соответствующего муниципального учреждения за финансирование.

4) Возможность законной оптимизации налогов и получения пожертвований.

В отличие от коммерческих организаций НКО имеют привилегированное право получать финансирование для обеспечения и развития своей уставной деятельности (целевое финансирование) без уплаты подоходного налога. Некоторые разновидности некоммерческих организаций имеют и иные налоговые послабления.  

Особенно это актуально для благотворительных организаций, которыми согласно закону могут быть только некоммерческие организации в форме благотворительных фондов, благотворительных общественных организаций и благотворительных учреждений.

Налоговое законодательство направлено на стимулирование благотворительной деятельности путем установления социальных вычетов и освобождения пожертвований от многих видов налогов. Подробнее об этом в моей статье о благотворительных фондах (раздел о налогообложении).

5) Получение преимуществ при участии в государственных закупок

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» социально ориентированные некоммерческие организации имеют преимущества при осуществлении закупок. Оно реализуется путем:

  • установления минимального лимита закупок у социально ориентированных некоммерческих организаций (не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок);
  • установления требования необходимости привлечения данных организаций в качестве соисполнителей;
  • установления возможности участия в некоторых торгах только некоммерческих организаций;
  • установления меньших сроков оплаты после приемки работ, если исполнителем является НКО (не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке) (пункт 8 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

6) Создание образовательной организации.

В соответствии с законодательством об образовательной деятельности полноценные образовательные организации могут создаваться только на базе НКО.

Коммерческие организации могу заниматься образовательной деятельностью, но только в форме «организаций, осуществляющих обучение», полномочия которых сильно урезаны областью дополнительного и дополнительного профессионального образования. По сути для коммерческих организаций образование может быть только второстепенной деятельностью.

Еще лучше — не выбирать, что больше подходит: НКО или ООО, а объединить преимущества каждой из этих форм, создав и то и другое.

Например, на базе некоммерческой организации можно создать экологическую общественную организацию, которая могла бы проводить акции по сбору металлолома, получая для этого всестороннюю поддержку от государства. Собранный металлолом можно было бы передавать на переработку аффилированной коммерческой организации – основному бизнесу учредителя НКО.

Другой пример: создание группой компаний ассоциации в какой-либо сфере, которая могла бы лоббировать общие интересы и выдвигать законодательные инициативы. 

Вариантов использования связок коммерческих и некоммерческих организаций очень много.

Какие бывают разновидности НКО


Учредители часто задают следующие вопросы:

  • чем отличается общественная организация от некоммерческой организации;
  • в чем разница между НКО и АНО либо благотворительным фондом, и что из этого лучше регистрировать.

Все подобные вопросы некорректны, т.к. общественная организация, АНО (автономная некоммерческая организация), благотворительный фонд — это и есть некоммерческие организации, её конкретные разновидности.

НКО, как юридическое лицо, зарегистрировать нельзя, т.к. это не самостоятельная организационно-правовая форма, а общее название большой группы юридических лиц. Чтобы открыть НКО первым делом нужно определиться с её разновидностью, которая и будет в последующем регистрироваться.

Из-за того, что тематика и цели деятельности НКО сильно различаются, законодательство предусматривает 16 форм некоммерческих организаций (не считая подвидов), каждая из которых имеет свою узкую специализацию и предназначение. Все они перечислены в пункте 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ. Некоторые из форм НКО я уже упомянул в тексте, например учреждение и общественную организацию.

Итак, к некоммерческим организациям относятся:

  • автономные некоммерческие организации
  • общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления, национально-культурные автономии.
  • общественные движения
  • ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты
  • фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды
  • учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения
  • товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества
  • потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы
  • казачьи общества
  • общины коренных малочисленных народов Российской Федерации
  • религиозные организации
  • публично-правовые компании
  • адвокатские и нотариальные палаты
  • адвокатские образования
  • государственные корпорации

Расскажу подробнее про самые востребованные виды НКО.

Что такое автономная некоммерческая организация (АНО)

АНО – это основная рабочая лошадка среди некоммерческих организаций. По моему опыту, их чаще всего регистрируют.

Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных областях некоммерческой деятельности (пункт 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса РФ).

Как следует из определения, данные некоммерческие организации регистрируют для оказания общественно-полезных услуг. Правда, услуги нужно понимать не буквально, а в широком смысле (деятельность или отдельные действия). Услугами могут считаться, например, организация и проведение публичных мероприятий, направленных на просвещение и патриотическое воспитание молодежи, реализация социальных проектов в какой-либо сфере (под эту формулировку при желании можно вообще подвести что угодно). 

Плюсы АНО:

  • АНО очень удобны для участия в грантах и получения поддержки от государства, т.к. любую общественно-полезную активность, на которую, как правило, и выдают гранты, можно раскрыть в контексте предоставления некоммерческих услуг для общества (т.е. для чего АНО и предназначены);
  • Для регистрации АНО достаточно всего одного учредителя, но при желании учредителей может быть несколько. Учредителей можно менять, как в ООО. Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица;
  • Всё управление организацией учредитель АНО может замкнуть на себе, не создавая дополнительных органов управления и не привлекая более никого.

В форме АНО часто регистрируют следующие организации:

  • Спортивные клубы, секции, школы;
  • Образовательные организации (организации дополнительного образования, профессионального дополнительного образования, частные детские сады, организации, осуществляющие обучение и тд.);
  • Научные и судебно-экспертные организации;
  • Дома культуры и творчества, частные театры, кружки для детей, художественные школы;
  • Медицинские, реабилитационные и коррекционные центры;
  • Ночлежки, дома престарелых, социальные столовые, приюты для бездомных;
  • Частные экспертные организации;
  • Приюты для животных.

Перечень не закрытый.

Все подобные организации могут получить статус социально ориентированной НКО и претендовать на получение в последующем помощи от государства.

Узнать подробнее про особенности АНО можно в этой статье.

Частные учреждения и их отличия от АНО

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пункт 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ).

Ранее в статье уже приводил примеры государственных и муниципальных учреждений, на основе которых создаются органы государственной власти, муниципальные больницы и школы.

Частное учреждение создаются с теми же целями, только частыми лицами (частные образовательные организации, детские сады, больницы, музеи, дома престарелых).

В целом сфера применения частных учреждений та же, что и у АНО. Но есть особенности:

  • в учреждении всегда может быть только один учредитель;
  • учредитель остается собственником всего переданного учреждению имущества. Учреждение лишь пользуется им на праве оперативного управления;
  • учредитель отвечает своим имуществом по долгам учреждения.

Из-за последней особенности частные учреждения не очень популярны на практике. Регистрируют их, как правило, когда необходимо создать музей (музеями официально могут именоваться только некоммерческие организации в форме учреждений в соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»). В остальных случаях АНО гораздо удобнее частного учреждения.

Фонд и его разновидности

Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (пункт 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса РФ).

Если простыми словами, фонд можно представить в качестве копилки, которая собирает финансовые активы и имущество, чтобы потратить их на осуществление какой-либо некоммерческой цели.

Фонды можно подразделить на подвиды:

  • Собственно фонд без какого-либо специального статуса (например: «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ВОЗРОЖДЕНИЯ КИНО»);
  • Благотворительный фонд — фонд, специально созданный для осуществления благотворительной деятельности, в рамках Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (например: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ИСКУССТВ»);
  • Общественный фонд — фонд, являющийся помимо прочего общественным объединением в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (например: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ВОЗРОЖДЕНИЕ УРАЛА»).

В соответствии с законом общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (статья 10 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»)

  • Наследственный фонд — фонд, созданный во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества и осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока (статья 123.20-1 Гражданского кодекса РФ).

Не нашел ни одного примера российского наследственного фонда, т.к. эта форма появилась в законодательстве совсем недавно. За рубежом одним из самых известных наследственных фондов является «Фонд Альфреда Нобеля» (Nobel Foundation), из которого ежегодно выплачиваются знаменитые «нобелевские премии» лицам, которые внесли большой вклад в развитие человечества.

Фонды имеют как преимущества, так и недостатки.

К плюсам фондов можно отнести:

  • возможность их создания одним учредителем;
  • привилегированное право обладать статусом благотворительной организации;
  • специализация на управлении финансовыми и материальными активами.

Минусы фондов:

  • сложность их ликвидации (необходимо получить судебное решение о ликвидации, а для этого потребуется доказать суду, что фонд достиг целей создания либо достижение этих целей стало объективно невозможным);
  • необходимость формирования большого количества коллегиальных органов управления, для чего одного учредителя недостаточно. Обычно требуется как минимум 4 физических лица для формирования всех органов убавления фондом (коллегиального высшего органа управления, попечительского совета, ревизионной комиссии, назначения руководителя), с учетом такой особенности, что состав некоторых органов не должен пересекаться.

Сделано это для пресечения злоупотреблений со стороны органов управления фондов, поскольку таким организациям часто вверяют в управление крупные капиталы. Жертвователи и спонсоры рассчитывают на то, что фонд никуда не исчезнет, пока не выполнит свою миссию, для которой его создали и наделили имуществом.

Подробнее про деятельность благотворительных фондов в этой статье.

Общественные организации как некоммерческие организации

Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (пункт 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса РФ).

Деятельность данного вида некоммерческих организаций регулирует не только Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О некоммерческих организация», но еще Федеральный закон «Об общественных объединениях». Поскольку эти 3 нормативных акта нередко противоречат друг другу, регистрировать общественные организации бывает несколько сложнее, чем остальные виды некоммерческих организаций. Часто сталкиваюсь с тем, что минюсты разных регионов выдвигают противоположные требования к документам для их создания, поскольку трактуют законодательство по-своему.

Например, путаница возникает с количеством учредителей для создания общественных организаций. Гражданский кодекс требует минимум трех учредителей. Но на практике при регистрации общественной организации как юридического лица, Минюст может потребовать 4 и даже 5 учредителей. Связано это с запутанной системой органов управления, все из которых нужно сформировать к моменту подачи документов в Минюст. Также есть правовая неопределенность с составом документов, требуемых для регистрации.

Из других минусов общественных организаций:

  • Установление законодательных ограничений деятельности общественных организаций по территории конкретным муниципальным образованием или регионом. Для расширения охвата деятельности необходимо создать в других регионах обособленные подразделения либо отделения общественной организации. У остальных разновидностей НКО (кроме иных видов общественных объединений) по умолчанию деятельность по территории не ограничена.
  • Учредителями общественных организаций могут быть только физические лица либо иные виды общественных объединений.

Из плюсов общественных организаций:

  • Универсальность деятельности. Также как и АНО, общественные организации могут заниматься широким кругом общественно-значимых проблем. Такие организации довольно часто подают заявки на участие в грантах, связанных с патриотической, культурной или спортивной тематикой.
  • Только на базе общественной организации в соответствии с законодательством можно создавать спортивную федерацию и национально-культурную автономию.
  • Упрощенный порядок оформления ввода/вывода членов. Общественная организация сама устанавливает, кто может быть её членами, как происходит оформление членства, в каких случаях члены могут быть исключены из состава организации.
  • Возможность собирать вступительные, членские и целевые взносы с членов общественной организации для покрытия организационных расходов.

Подробнее про особенности регистрации и деятельности общественных организаций можно почитать в этой статье.

Ассоциация (союз) как форма НКО. Плюсы и минусы

Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей (пункт 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса РФ).

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Форма ассоциации (союза) — основной конкурент общественной организации среди корпоративных НКО. Они имеют примерно схожую сферу применения, только ассоциация — по большей части заимствованная на западе форма некоммерческой организации, а общественная организация — изобретение социализма.

Ассоциации и союзы, на мой взгляд, сильно недооцененные формы некоммерческих организаций. Используют их реже, чем общественные организации, хотя через ассоциации и союзы удобнее вести деятельность.

Плюсы ассоциаций (союзов):

  • Для создания ассоциации (союза) требуется всего 2 учредителя. Для регистрации общественной организации согласно закону требуется 3 учредителя — физических лица, но реально скорее всего потребуется 4 или 5 человек.
  • Учредителями ассоциации (союза) могут быть и физические и юридические лица. В общественной организации учредителями могут быть только физические лица либо другие общественные объединения.
  • В ассоциации (союзе) может быть проще система управления, т.к. можно не создавать постоянно действующий коллегиальный орган, а возложить его полномочия на руководителя ассоциации или общее собрание членов.
  • Деятельность ассоциаций (союзов), в отличие от общественных организаций, не имеет ограничений по территории. им не нужно открывать в каждом регионе свои обособленные подразделения.

Минусы ассоциаций (союзов):

  • Закон предусматривает ограниченную субсидиарную ответственность членов ассоциации по её долгам. Правда, установить предел такой ответственности учредители ассоциации могут на свое усмотрение. Например, его можно ограничить размером вступительного взноса.
  • Специализация ассоциаций (союзов) на представлении и защите общих профессиональных интересов своих членов в качестве основной цели. Из-за этого ассоциации и союзы создают, как-правило, в различных профессиональных областях (Ассоциация производителей молока, Союз художников Урала). Регистрации союзов и ассоциаций, объединяющих членов не по профессиональному, а по какому-либо иному признаку (Союз суррогатных матерей), достаточно тяжело проходят в Минюсте. Отказы региональных управлений Минюста часто приходится обжаловать в суде. Хотя прямого запрета на регистрацию таких организаций нет.

Подробнее про ассоциации и союзы рассказываю в этой статье.

Что такое социально ориентированные некоммерческие организации

Большое практическое значение имеет деление некоммерческих организаций на обычные и социально ориентированные (СОНКО).

По сути, социально ориентированные некоммерческие организации – это те НКО, которые могут рассчитывать на приоритетное получение помощи от государства, ввиду того, что они ориентированы на решение наиболее значимых проблем общества, по мнению государства.  

В соответствии с законодательством  к таким организациям относят НКО, которые в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять следующие виды деятельности:

  1. социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
  12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
  13. проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
  14. участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  15. социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
  16. мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  17. содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
  18. увековечение памяти жертв политических репрессий.

(пункт 1 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)

Чтобы получить статус социально ориентированной некоммерческой организации достаточно добавить в устав НКО один или несколько видов деятельности из этого списка.

Откуда НКО могут получать финансирование


Источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:

  • взносы учредителей либо членов НКО;
  • взносы и пожертвования от иных лиц, которым небезразлична проблема, с которой борется конкретная некоммерческая организация;
  • гранты, предоставленные на реализацию какого-либо общественно значимого проекта некоммерческой организации;   
  • прибыль некоммерческой организации от приносящей доход деятельности в виде продажи товаров, выполнения работ, оказания платных услуг для других лиц, при условии того, что такая деятельность соответствует целям и тематике деятельности НКО (об этом ниже);
  • доходы от проведения занятий, мастер-классов, благотворительных акций, выставок и иных публичных мероприятий некоммерческой организаций;
  • доходы от сдачи имущества НКО в аренду другим лицам;
  • доходы от продажи имущества, принадлежащего некоммерческой организации;
  • дивиденды по ценным бумагам;
  • проценты по вкладам;
  • доходы от управления целевым капиталом некоммерческой организации.  

Тратить полученные деньги НКО может на организацию своей работы, либо на финансирование основной некоммерческой деятельности в соответствии со сформулированными в уставе целями и предметом деятельности.      

То же самое касается имущества, полученного НКО. Оно должно использоваться строго для реализации уставных целей организации, а не для извлечения личного дохода учредителями.

Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью


Несмотря на свой статус, некоммерческие организации могут оказывать платные услуги и заниматься иной коммерческой деятельностью. Но при соблюдении следующих условий:

1) Такая приносящая доход деятельность должна соответствовать уставным целям и общей тематике деятельности некоммерческой организации.

Например, образовательная организация дополнительного образования в области иностранного языка, помимо основной некоммерческой деятельности может оказывать платные образовательные услуги по обучению английскому языку, либо организовать детский летний лагерь с проведением разнообразных досуговых мероприятий на иностранном языке для практической отработки полученных навыков.

Патриотическая общественная организация может организовать фестиваль или выставку, посвященную отечественной истории, либо реконструкцию событий какой-либо эпохи и продавать на неё билеты.

Спортивная федерация может продавать сувениры с символикой свой команды либо рекламировать спонсоров при проведении спортивного соревнования.

Экологическая или научная некоммерческая организация может проводить платные консультации либо исследования по заказу третьих лиц.

2) Приносящая доход деятельность должна содержаться в уставе некоммерческой организации.

Каждая платная услуга должна быть подобно расписана в соответствующем разделе устава, отдельно от списка некоммерческих видов деятельности.

3) Вся прибыль некоммерческой организации от приносящей доход деятельности должна быть направлена на финансирование её основной некоммерческой деятельности.

Сюда можно отнести выплату заработной платы работникам НКО, оплату аренды офиса, заказ услуг и работ у сторонних компаний, которые могут потребоваться для реализации проектов некоммерческой организации.

4) ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ: такая приносящая доход деятельность не может именоваться «предпринимательской» в документах, хотя, по сути мало чем от неё отличается.

Правовой основой для этого служит следующая норма Гражданского кодекса:

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса РФ).

До 2014 года этот пункт звучал по другому:

«Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Как видно, в отношении НКО «предпринимательскую деятельность» законодатель заменил на «приносящую доход деятельность».

Исключение из этого правила установлено только для автономных некоммерческих организаций, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но только через учреждение для этого ООО или АО.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (пункт 5 статьи 123.24 Гражданского кодекса РФ).

Обращаю внимание, что согласно действующей редакции Федерального закона «О некоммерческих организаций» НКО до сих пор могут заниматься «предпринимательской деятельностью».

В соответствии с его нормами:

«Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика» (пункт 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организаций»)

В данном случае имеет место противоречие двух нормативных актов.

Специалисты Минюста часто сами толком не знают на какой закон ориентироваться. Однако в практике на данный момент доминирует позиция, что нормы Федерального закона «О некоммерческих организаций» в части предпринимательской деятельности НКО не могут применяться, пока не будут приведены в соовтетствие с Гражданским кодексом, т.к. противоречат акту большей юридической силы.

Вывод: сошлётесь в уставе некоммерческой организации где-либо на «предпринимательскую деятельность» НКО — скорее всего получите от Минюста отказ в регистрации.

Регистрировать НКО самостоятельно или нанять юриста


При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда, в случае с регистрацией некоммерческой организации (если делать это в первый раз) на это точно уйдет много сил и времени.

К сожалению, скачать из интернета шаблоны и быстро их заполнить не получится. Все документы на открытие НКО нужно составлять очень вдумчиво, осмысленно и под конкретную ситуацию. Иначе их придется переделывать снова и снова после очередного отказа Минюста.

Специалисту Минюста может не понравится что угодно в представленных документах. Учредители даже не догадываются до какого порой формализма доходя такие проверки.

С профессионалом Вы однозначно быстрее зарегистрируете некоммерческую организацию, при этом без расходов на пошлины и нотариуса, поскольку юристы, как правило, отправляют документы на регистрацию некоммерческих организаций в Минюст электронно по ЭЦП (пошлина не уплачивается при электронной подаче, а ЭЦП заменяет нотариальное заверение подписи в заявлении).

Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации какой-либо формы НКО в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам. Консультация и проверка документов бесплатна. Мои контакты (написать мне в WhatsApp, Telegram).

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию НКО вы можете почитать в моих статьях:

ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации

ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО)

Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации

Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО)

Теперь перейдем непосредственно к процедуре регистрации НКО.

Как открыть НКО — ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ


Если упростить, алгоритм регистрации любой некоммерческой организации выглядит примерно следующим образом:

  1. Для начала нужно определиться с наиболее подходящей организационно-правовой формой НКО, а также сформулировать цели и виды деятельности организации.
  2. Далее нужно придумать название НКО, определиться с будущим адресом, составом учредителей, а также с органами управления.
  3. Когда все данные будут известны, можно приступать к подготовке документов на регистрацию НКО и уплате гос. пошлины.
  4. Готовые документы следует подписать и отправить на рассмотрение в Минюст либо ФНС (это зависит от выбранной формы некоммерческой организации).
  5. После сдачи документов в соответствующий государственный орган, следует стадия их рассмотрения. Если в ходе проверки инспекторы не найдут замечаний, данные о некоммерческой организации будут внесены в ЕГРЮЛ.
  6. После этого нужно получить в регистрирующем органе готовые учредительные документы.
  7. Далее, как правило следует изготовление печати, открытие расчетного счета, определение системы налогообложения зарегистрированной организации.

ВАЖНО!
Изложенная далее, пошаговая инструкция не распространяется на следующие некоммерческие организации:
— потребительские кооперативы;
— товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья;
— садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.
Все эти НКО регистрируются в упрощенном порядке налоговой (НЕ Минюстом!), примерно также, как ООО. Потому, с ними обычно не возникает проблем.

А теперь по порядку.

Шаг 1: Как определить форму, цель и предмет деятельности НКО

Предположим, Вы твердо определились создать НКО. С чего следует начать?

С двух ключевых моментов:

  • определения того, чем НКО будет заниматься (цели и предмет деятельности);
  • выбор наиболее подходящей формы некоммерческой организации.

Для этого рекомендую максимально подробно проработать следующие вопросы:

1) Для чего Вы в принципе создаете НКО.

Не всегда некоммерческую организацию  регистрируют для осуществления уставной деятельности. Часто требуется лишь юридическая оболочка организации, например, для заключения договора аренды, участия в гранте или в конкурсе. Все это нужно будет учесть при проработке устава.

Бывает так, что создавать отдельное юридическое лицо в виде некоммерческой организации нецелесообразно. Проще создать общественное объединение без статуса юридического лица, которое не требует регистрации в Минюсте и за которое в дальнейшем не придется сдавать отчетность.

2) В какой сфере НКО будет вести деятельность: культура, спорт, экология, образование, медицина, социальная поддержка населения или что-то иное.

На юридическом языке это называется «определение характера деятельности некоммерческой организации». Это имеет большое значение, т.к. характер деятельности нужно будет в дальнейшем правильно отразить в наименовании НКО (об этом ниже).

3) Чем именно некоммерческая организация будет заниматься, какие мероприятия проводить в рамках сформулированного характера деятельности.

На этом этапе идет непосредственно проработка раздела о целях и предмете деятельности НКО для устава.

Как указывал ранее, НКО может вести только ту деятельность, которая прямо сформулирована в её уставе. Потому цели и виды деятельности нужно расписывать максимально подробно и конкретно.

Тут имеет большое значение конкретная форма некоммерческой организации, т.к. они имеют разную специализацию. Так, цели и предмет деятельности АНО и ассоциации будут сформулированы совершенно по-разному, поскольку эти организации имеют различное предназначение.

Бывает так, что закон задает рамки того, чем конкретная некоммерческая организация может заниматься. Например, законодательство о благотворительной деятельности прямо формулирует возможные цели благотворительных организаций. Можно лишь выбирать из предложенных вариантов, а конкретизировать их в разделе о видах деятельности НКО.

Тоже самое касается образовательных организаций. Их возможные цели и виды деятельности предусмотрены Федеральным законом «Об образовании». Не регламентированы разве что направления образовательного процесса, которые можно продумать самостоятельно.

Отдельным списком нужно расписать приносящие доход виды деятельности, если НКО будет в последующем оказывать какие-либо платные услуги.

Характер деятельности, цели создания, виды деятельности должны обязательно соотноситься друг с другом: виды деятельности логически не должны выходить за пределы более общей категории — целей создания НКО. Цели создания, в свою очередь, должны охватываться сформулированным в наименовании НКО «характером деятельности». Добиться этого — самая сложная часть работы над документами.

Более подробно о том, как сформулировать цели и предмет деятельности НКО в уставе описал в этой статье.

Шаг 2: Как придумать название НКО

Когда с характером деятельности, целями и видами деятельности НКО будет полная определенность, можно переходить к следующему этапу – подбору уникального официального названия, которое будет отличать некоммерческую организацию от иных подобных организаций.

Наименования НКО могут быть нескольких видов.

Во всех НКО без исключения должно присутствовать полное наименование на русском языке.

Полное наименование некоммерческой организации обязательно должно содержать в себе указание на организационно-правовую форму, раскрывать характер деятельности организации. Также в наименовании можно использовать какое-либо уникальное индивидуализирующее обозначение.

Пример 1: Автономная некоммерческая организация помощи больным детям «Солнце»

«Автономная некоммерческая организация» – указание организационно правовой формы некоммерческой организации (АНО)

«помощи больным детям» — описание характера деятельности НКО

«Солнце» — уникальное индивидуализирующее обозначение НКО

Пример 2: Московская региональная общественная организация патриотического воспитания молодёжи «Единорог»

«Московская региональная общественная организация» — указание на организационно правовой формы некоммерческой организации (общественная организация), а также на её тип (региональная) и территорию деятельности (Московская)

«патриотического воспитания молодёжи» — описание характера деятельности

«Единорог» — уникальное индивидуализирующее обозначение НКО

Проблемы чаще всего возникают с формулировкой характера деятельности, т.к. он логически «связывает» НКО по целям и видам деятельности. Потому характер деятельности желательно формулировать максимально широко, чтобы охватить все планируемые направления деятельности, но при этом достаточно конкретно, чтобы любому сразу стало понятно, для чего была создана эта некоммерческая организация, и чтобы её наименование не вводило никого в заблуждение.

Например, если в последнем примере наименование изменить следующим образом:

Московская региональная общественная организация духовного просвещения населения «Единорог»

— деятельность такой организации окажется объемнее, т.к. фокус уже не будет на молодёжи и патриотическом воспитании. «Духовное просвещение» шире по смыслу, соответственно в устав такой организации можно вписать больше различных направлений деятельности.

Это общее правило. Из него есть исключения, например в отношении благотворительных организаций.

Законодательство предъявляет еще много разных требований к полному наименованию НКО (правила использования иностранных заимствований, имен физических лиц, наименований других организаций, слов «Россия» и производных от них). Более подробно про них в этой статье.

У некоммерческой организации по желанию учредителей может быть также сокращенное наименование, например:

АНО «Солнце»

К сокращенному наименованию уже нет таких жестких юридических требований. В нём не обязательно формулировать характер деятельности. Как правило, оно состоит из аббревиатуры организации и какого-либо уникального обозначения.  

По желанию учредителей можно предусмотреть также полное и сокращенное название некоммерческой организации на иностранном языке.

Шаг 3: Как выбрать юридический адрес для НКО

При подборе юридического адреса НКО применяются те же правила, что и для ООО либо другого юридического лица.

Зарегистрировать некоммерческую организацию можно:

  • в офисе;
  • в производственном помещении;
  • либо по домашнему адресу учредителя (физического лица) либо руководителя НКО.

Помещение, используемое для юридического адреса некоммерческой организации, может быть в собственности учредителей или руководителя НКО либо может использоваться с письменного разрешения собственника. Такое письменное разрешение следует приложить к документам на регистрацию вместе с каким-либо правоустанавливающим документом (выпиской ЕГРН, свидетельством). Эти документы не являются обязательными по закону, но они серьёзно упростят проверку правомерности использования адреса в ФНС.

Шаг 4: Как подобрать коды ОКВЭД для регистрации НКО

При организации НКО необходимо указать в форме заявления на регистрацию (р11001) коды видов деятельности (коды ОКВЭД), взятые из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2).

Найти этот классификатор и подобрать коды вы без проблем сможете самостоятельно, например, в Консультант+.

Что следует учесть.

1) Классификатор группирует все виды деятельности в иерархичном порядке. Сначала идут общие двухзначные коды по основным направлениям деятельности. Далее они детализируются на более узкие категории, а те, в свою очередь, могут разбиваться еще на более конкретные виды деятельности.

Пример:

  • 86 Деятельность в области здравоохранения
  • 86.9 Деятельность в области медицины прочая
  • 86.90 Деятельность в области медицины прочая
  • 86.90.9 Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки

Для регистрации НКО можно использовать только те коды, которые имеют детализацию не менее 4-х цифр

В указанном примере подойдут только коды:

  • 86.90 Деятельность в области медицины прочая
  • 86.90.9 Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки

2) Из всех кодов ОКВЭД один должен быть определен, как основной. Все остальные будут являться дополнительными.

3) Не стоит указывать слишком много кодов ОКВЭД и брать их «про запас».

Далеко не все коды ОКВЭД вы в принципе сможете использовать при регистрации НКО. Подавляющая часть кодов из классификатора вообще не совместима с правовым статусом некоммерческой организации. Если вы нечаянно укажите один из них — получите отказ в регистрации.

Например, едва ли пройдут регистрацию коды ОКВЭД, связанные с торговлей, строительством и промышленным производством.

Кроме того, все указанные коды ОКВЭД должны быть раскрыты в уставе некоммерческой организации и соответствовать её характеру деятельности.

4) Если берете коды из раздела об образовании (группа 85) или медицины (группа 86), либо из иного лицензируемого направления деятельности, будьте готовы учесть требования этой отрасли законодательства к учредительным документам создаваемой некоммерческой организации.

Особенно это относится к образовательной деятельности. Закон об образовании предъявляет массу требований к уставу образовательной организации, ее наименованию, органам управления, видам деятельности. Если в уставе некоммерческой организации будет упомянуты образовательные услуги, либо в заявлении на регистрацию НКО будут указаны коды ОКВЭД из группы 85 (например, код 85.42 — Образование профессиональное дополнительное), Минюст автоматически будет расценивать такую организацию в качестве образовательной, и применит к ней требования законодательства об образовании.

Если устав такой организации не будет проработан должным образом — это практически 100% отказ в регистрации. Придётся либо убирать образовательные ОКВЭДы, либо все документы подгонять под требования законодательства об образовании.

Выводы.

Хорошо подумайте, какие коды ОКВЭД использовать, какой указать в качестве основного. Дополнительные коды стоит указывать, только, если вы действительно будете заниматься этими видами деятельности, и они будет отражены в уставе (в разделе о целях создания и предмете деятельности НКО).

Шаг 5: Какие документы нужно собрать для регистрации НКО

Чтобы зарегистрировать некоммерческую организацию в Минюсте потребуется обязательно подготовить следующие документы:

  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001)
  • Решение (если один учредитель) либо Протокол (если учредителей несколько) о создании НКО
  • Устав НКО. В нем обязательно должна быть раскрыта информация о целях создания и предмете деятельности некоммерческой организации, месте нахождения, органах и порядке управления организацией, об источниках формирования имущества и порядке внесения изменений в устав, а также еще ряд вопросов. О типичных ошибках при подготовке устава некоммерческой организации можно узнать подробнее в этой статье.

Также в зависимости от обстоятельств в пакет документов необходимо включить:

  • документы для подтверждения правомерности использования юридического адреса НКО (копия свидетельства о собственности на недвижимое имущество, выписка ЕГРН, гарантийное письмо, согласие собственника)
  • квитанцию об уплате государственной пошлины — 4000 руб. (оплачивать пошлину нужно только, если подаете документы на регистрацию в бумажном виде. При электронной регистрации НКО по ЭЦП пошлина не платится в соответствии с пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ)
  • согласие на использование имении физического лица либо наименования юридического лица в названии НКО
  • паспортные данные учредителей НКО – физических лиц (если они не содержатся в решении / протоколе либо заявлении по форме р11001)
  • согласие на обработку персональных данных учредителей и лиц, указанных в документах (для чего Минюсту эти документы для меня загадка, но такой прецедент в моей практике был)
  • расписку о сдаче документов на регистрацию (её формирует либо Минюст, либо заявитель до подачи документов на регистрацию)
  • протоколы либо решения уполномоченных органов управления учредителей НКО – юридических лиц, из которых следуют, что соответствующие юридические лица приняли решение об учреждении некоммерческой организации (актуально, если учредителем НКО выступает организация. Минюст запрашивает не всегда)
  • документы, удостоверяющие личность, с нотариально заверенным переводом на русский, если учредители — иностранцы
  • уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при желании можно подать со всеми документами либо уже после регистрации НКО в течение 30 дней).

Могут потребоваться и иные документы.

Если Вы собираетесь подавать документы в Минюст в бумажном виде, все перечисленные документы, кроме устава, должны быть представлены в 2-х экземплярах, а устав — в 3-х экземплярах. Двухсторонная печать запрещена. Все сдаваемые документы должны быть распечатаны только с одной стороны.

Все многостраничные документы следует прошить и заверить на сшивке. Хотя, со сшивкой документов по НКО ситуация неоднозначная. Более подробно об этом в этой статье.

Шаг 6: Как подать документы на регистрацию НКО в Минюст

Подготовленный пакет документов на регистрацию НКО необходимо направить в территориальное подразделение Министерства юстиции по региону, в котором расположен юридический адрес организации.

На текущий момент возможны 3 способа направления документов на регистрацию некоммерческой организации:

  1. Сдать их в бумажном виде лично учредителем в Минюсте (на текущий момент возможно не во всех регионах из-за введенных карантинных мер)
  2. Направить бумажные документы в Минюст почтой, предварительно заверив подписи учредителей в заявлении по форме р11001 у нотариуса
  3. Направить документы в Минюст в электронном виде с использованием ЭЦП учредителя через портал Госуслуг.

Третий способ, на мой взгляд, самый выгодный и удобный для учредителей. Хоть и звучит угрожающе для тех, кто никогда не сталкивался с ЭЦП и электронными документами. С июня 2020 г. я регистрирую все виды некоммерческих организаций только таким образом. При этом мне совершенно не важно в каком регионе идет регистрация и где территориально находятся учредители. Они могут проживать даже в разных субъектах. Документы можно отправить в Минюст с любого компьютера.

Преимущества электронной подачи документов на регистрацию НКО:

  • Экономия на государственной пошлине (4000 руб.). Ранее уже обращал внимание, что пошлина при электронной подаче документов не платится вообще в соответствии с пп. 32 п. 3 статья 333.35 Налогового кодекса РФ. Это сделано специально, чтобы стимулировать граждан к использованию электронного документооборота и оптимизировать работу гос. органов с бумажными документами.
  • Экономия на нотариальных расходах. При электронной подаче документов не нужно нотариально заверять подписи учредителей в заявлении на регистрацию НКО. Также нет смысла тратиться на изготовление нотариальных доверенностей чтобы сдать / получить документы в Минюсте. При наличии ЭЦП в этом просто нет смысла.
  • Экономия времени на поездки в Минюст и на почту, на сдачу / получение документов. Отправить документы на открытие НКО можно прямо с компьютера. Готовые учредительные документы придут на электронную почту автоматически, и они будут иметь силу бумажных оригиналов. Бумажные документы можно забрать в удобное время, либо попросить Минюст отправить их почтой.
  • Не нужно прошивать все многостраничные документы, а это напомню: 3 устава, 2 заявления, 2 протокола (если учредителей несколько). Одна ошибка — и все перешивать заново. Лично я уже только по этому не хочу связываться с бумажными документами.

Единственный минус электронной подачи — нужно делать усиленную квалифицированную электронную подпись на учредителя. Однако стоит она совсем не дорого (расценки в удостоверяющих центрах начинаются от 500 руб.) и получить её очень легко – однозначно быстрее и проще, чем мучиться с бумажными документами.

Шаг 7: Контроль регистрации НКО в Минюсте. Получение учредительных документов

Общий срок регистрации НКО, как правило, составляет 1 месяц. По общественным организациям и движениям — примерно 40 дней. Это, если у Минюста и ФНС к документам не возникнет ни одного замечания, что, к сожалению, бывает не всегда.

После сдачи документов в Минюст, они в течение 14 рабочих дней будут находится на правовой экспертизе. Это самая ответственная стадия регистрации некоммерческой организации, на которой забраковываются большинство документов, особенно составленных новичками.

Чтобы защитить себя от отказа, рекомендую контролировать их рассмотрение, периодически звонить в Минюст и интересоваться у специалистов есть ли замечания. Зачастую специалисты идут на встречу и позволяют исправить ошибки прямо во время их рассмотрения, и не переподавать пакет заново.

Если правовая экспертиза представленных на регистрацию документов пройдет благополучно, Минюст самостоятельно отправит их в налоговую, где их тоже внимательно проверят. Если и у налоговой не возникнет замечаний: учредители не дисквалифицированы, указанная в заявлении информация корректна, адрес не массовый — сведения о некоммерческой организации будут внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С этого момента НКО официально приобретает статус юридического лица.

Однако ехать в Минюст за готовыми документами рано. Налоговая отправит данные о регистрации НКО обратно в Минюст. Получить полный комплект учредительных документов можно будет через 3 — 4 дня в Минюсте (там же, куда вы их подавали).

Если вы регистрируете НКО в виде общественной организации или общественного движения, сроки их рассмотрения будут немного больше. В остальном порядок регистрации принципиально ничем не отличается.

Если регистрационные документы были направлены в Минюст электронно, учредительные документы по открытой НКО придут в электронном виде на указанную в заявлении (р11001) электронную почту заявителя автоматически. Получить бумажные документы можно по желанию, обратившись в Минюст.

Что важно сделать после регистрации НКО


Изготовление печати

Печать некоммерческой организации потребуется для сдачи отчетности, заверения внутренних документов, открытия расчетного счета в банке. На данный момент к печатям юридических лиц не предъявляются особых требований.

Единственные требования:

  • печать должна быть круглой,
  • должен присутствовать ОГРН некоммерческой организации,
  • официальное полное наименование НКО на русском языке должно быть в точности как в уставе
  • должен быть указан населенный пункт, где НКО зарегистрирована.

Регистрировать сами печати нигде не нужно. Можно сделать одну печать или несколько, с логотипом или без – на Ваше усмотрение.

Выбор системы налогообложения

По умолчанию после регистрации некоммерческая организация будет находиться на общей системе налогообложения (ОСН), которая предусматривает уплату НДС, что, как правило, совсем не выгодно. Вы вправе перевести НКО на упрощенную систему налогообложения (УСН): доходы – 6% либо доходы минус расходы – 15%, направив соответствующее уведомление в ФНС по месту налогового учета в течение 30 дней с момента создания НКО (дата постановки на налоговый учет).

Иных специальных режимов налогообложения для некоммерческих организаций не предусмотрено.

Открытие расчетного счета

Тут все также, как по ООО или ИП. Для открытия счета помимо документов, которые вы получите в Минюсте, вам потребуется подготовить приказ о вступлении в должность руководителя НКО (в некоторых банках еще и приказ на главного бухгалтера).

Надеюсь, что теперь у вас есть общее представление как зарегистрировать НКО, и вы не растеряетесь при выполнении данной задачи.

Если у вас остались вопросы или вы ищете юриста по регистрации некоммерческих организаций — я к вашим услугам (узнать подробнее). Список зарегистрированных с моей помощью некоммерческих организаций можно посмотреть на этой странице.
Также предлагаю подписаться на мой Telegram-канал. Делюсь в нём интересными историями из юридической практики, разбираю частые ошибки, даю советы, консультирую и отвечаю на вопросы подписчиков.

Подробнее об авторе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Дмитрий Соколовский/ автор статьи

Практикующий юрист. Опыт – более 11 лет.

– Телефон: +7 953 60-60-702 (WhatsApp, Telegram)
– t.me/sokolovsky_juristt
– Email: ds@juristt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 4
  1. Роман

    Дмитрий, огромное спасибо за статью !!! Очень полезная информация !!!

  2. Дмитрий Соколовский (автор)

    Роман, благодарю за отзыв! Рад, что статья Вам понравилась.

  3. Ольга

    Спасибо, Дмитрий. я много чего узнала из вашего поста.

    1. Дмитрий Соколовский (автор)

      Ольга, благодарю за комментарий! Рад, что статья Вам пригодилась.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: