В данной статье я поделюсь своим личным опытом регистрации разных форм некоммерческих организации и расскажу, к чему Минюст придирается в уставах чаще всего.
Изначально хотел подготовить общий чек-лист по ошибкам, но материал получился настолько объемным, что часть его решил выделить в отдельные статьи. Вот они:
— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО)
Не все, что хотел, уместилось в статье. По мере возможности буду пополнять список. Буду рад, если в комментариях вы поделитесь своим опытом регистрации НКО.
Статья будет полезна всем, кто собирается регистрировать:
- Автономную некоммерческую организацию
- Общественную организацию
- Общественное движение
- Благотворительный фонд
- Ассоциацию
Почему при регистрации НКО возникают проблемы с уставом
Зарегистрировать НКО не так-то просто с первой попытки.
Сложность заключается в том, что после подачи документов на регистрацию, Минюст проводит их правовую экспертизу, на что отводится 14 рабочих дней. За это время эксперт Минюста внимательно изучит все, что вы подготовили. В фокусе внимания любые опечатки, неточности, и противоречия букве закона. Многие из них не очевидны даже для опытного юриста.
Как показывает мой опыт, из всего пакета документов на регистрацию НКО больше всего придираются именно к уставу.
Учредители НКО часто даже не догадываются насколько скрупулезно будут проверять их документы. Имеют значения даже такие мелочи, как [У]чредители или [у]чредители вы напишите в уставе. А может правильно учредител[ь]? (Пункты 4 и 5 моего списка).
Даже одного замечания Минюста достаточно для отказа в регистрации.
Итак,
На какие ошибки в уставе Минюст чаще всего обращает внимание:
- Дата и номер решения (протокола) на титульном листе устава НКО не совпадают с решением (протоколом), которым Устав был утвержден
- Сбита нумерация пунктов в уставе НКО. Отсутствует нумерация страниц устава НКО
- Устав НКО распечатан с использованием двухсторонней печати
- Чередование заглавных и строчных букв по тексту устава в наименовании НКО, в названиях органов управления, в слове «учредитель(ли)»
- Слова «Учредитель» или «Учредители» в тексте устава не соответствуют реальному количеству учредителей в НКО?
- В уставе некорректно указаны законы, которые регулируют деятельность НКО
- В уставе некорректно сформулированы цели, задачи и предмет деятельности НКО
- Перечисленные в уставе НКО виды деятельности не соотносятся с указанными целями
- В «целях» и «видах деятельности» устава НКОприсутствуют незакрытые перечисления («и иные», «и так далее»)
- Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»
- В уставе НКО некорректно сформулирована исключительная компетенция высшего органа управления
- В уставе НКО к исключительной компетенции высшего органа управления отнесены вопросы, по которым могут принимать решения только её учредители
- Положения устава НКО противоречат друг другу в определении количества голосов для принятия решения по вопросам исключительной компетенции
- В уставе НКО не определен срок полномочий руководящих и исполнительных органов (бессрочный директор)
- В уставе НКО нет положений о порядке первоначального формирования органов управления
- В целях АНО в уставе отсутствует «оказание услуг»
- Нет упоминания о способах надзора за деятельностью АНО со стороны её учредителей
- В«целях» благотворительного фонда в уставе не учтены цели из закона о благотворительной деятельности (135-ФЗ)
- В уставе благотворительного фонда неверно определён орган, который назначает руководителей филиалов и представительств
Дата и номер решения (протокола) на титульном листе устава НКО не совпадают с решением (протоколом), которым Устав был утвержден
Такая ошибка часто допускается по невнимательности, например при повторной подаче, когда в документах обновляются даты. Особенно обидно обнаружить такую опечатку, когда документы уже прошиты и готовы к сдаче на регистрацию. Реквизиты протокола или решения на титульном листе устава, должны совпадать с тем, документом, который Вы сдаете на регистрацию.
Сбита нумерация пунктов в уставе НКО. Отсутствует нумерация страниц устава НКО
Еще одна ошибка по невнимательности, допускаемая при активной правке исходного текста устава. Например, при удалении или добавлении пунктов.
Все очевидно. Комментировать нечего. Просто обратите на это внимание, как на отдельный пункт для контроля при подготовке документов. Иначе на это обратят внимание специалисты Минюста.
Устав НКО распечатан с использованием двухсторонней печати
Так делать категорически запрещено.
П. 1.17. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@:
«Двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством не допускается»
Экономить бумагу не рекомендую. Возможен отказ в регистрации.
Чередование заглавных и строчных букв по тексту устава в наименовании НКО, в названиях органов управления, в слове «учредитель(ли)»
В уставах, которые мне присылают для проверки, я регулярно нахожу подобные ошибки.
Если вы написали на титульном листе устава:
Автономная некоммерческая организации «Спортивный Клуб «Витязь»
То, и дальше по тексту должно быть так же.
А не вот так:
Автономная некоммерческая организации «СПОРТИВНЫЙ КЛУБ «ВИТЯЗЬ»
То же самое касается слов: «Председатель», «Директор», «Учредитель», «Общее собрание учредителей».
Будьте последовательны. Использовали определенный вид написания один раз – значит и при следующих упоминаниях нужно писать так же. И не только в Уставе, но и во всех остальных документах. Регистр букв имеет значение.
Слова «Учредитель» или «Учредители» в тексте устава не соответствуют реальному количеству учредителей в НКО?
Имеется ввиду, когда учредителем НКО выступает, например, одно лицо, а по тексту устава – везде или в некоторых частях – упоминаются учредител[и]. И наоборот.
Лично мне это правило кажется конченым бюрократизмом, но к подобной путанице в окончаниях слов Минюст тоже часто придирается.
Будьте внимательны. Я обычно использую подчеркивание через поиск в тексте, чтобы высветить такие слова и проверить весь текст.
Некорректное определение НКО в первом пункте устава
Я имею ввиду тот самый первый пункт в уставе на второй странице (сразу после титульного листа), с которого обычно начинается основной текст. По традиции практически всегда данный пункт начинается с определения, чем является регистрируемое НКО.
Часто учредители и юристы берут шаблон устава в интернете, либо копируют его с действующей НКО и переделывают под себя, не отдавая себе отчет в том, что текст мог безнадежно устареть. Законодательство ведь постоянно меняется. Юридические термины тоже.
Путаницу вносит и то, что формулировки одних и тех же положений в законодательстве стали расходится в действующих редакциях Гражданского кодекса (который, как известно, имеет приоритет по юридической силе) и профильного закона о некоммерческих организациях.
Дело в том, что пару лет назад в России прошла реформа гражданского законодательства. Весь блок статей кодекса по юридическим лицам был переписан. Появились новые юридические сущности, например деление всех юридических лиц (в том числе НКО) на корпоративные (основанные на членстве) и унитарные (без членства).
Согласно позиции Минюста, каждый пункт устава должен опираться в юридических формулировках на действующее законодательство. Специалисты при проверке на это внимательно смотрят.
Когда специалисты Минюста видят, что определение вашей НКО в уставе по формулировкам расходится с определением этого же вида НКО, указанного в Гражданском кодексе, они часто расценивают это, как ошибку и просят привести пункт в соответствие с действующим законодательством (читай – с Гражданским кодексом).
В уставе некорректно указаны законы, которые регулируют деятельность НКО
Указывать в уставе отдельным пунктом на законы, по которым работает НКО – одна из устоявшихся юридических практик.
Так как законы в нашей стране часто меняются, и не только по содержанию, но и по названию, не лишним будет проверить, а действуют ли они до сих пор, не поменялись ли их наименования.
Как-то раз лично допустил эту ошибку при регистрации благотворительного фонда. Совсем не ожидал, что название закона о благотворительной деятельности может измениться. Сейчас он называется «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а раньше – «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
В Минюсте это заметили. Пришлось исправлять.
Ошибки в разделе о целях и предмете деятельности НКО
Разделы о целях, предмете деятельности и органах управления НКО – самые проблемные по критерию плотности замечаний Минюста на проверках. Остановлюсь на них подробнее.
В уставе некорректно сформулированы цели, задачи и предмет деятельности НКО
Учредители часто не понимают как правильно писать данный раздел, что понимать под целями, задачами и предметом деятельности НКО.
Подробно раскрыл эти ошибки и изложил свои рекомендации в статье:
Перечисленные в уставе НКО виды деятельности не соотносятся с указанными целями
Виды деятельности НКО, описанные в уставе, должны соотноситься с заявленными целями, а те, в свою очередь, с названием НКО.
Так и вспоминаются круги Эйлера из занятий по логике.
Самая широкая логическая категория – описание характера деятельности в наименовании НКО. В характер деятельности логически должна входить цель (цели), а в неё, в свою очередь, предмет деятельности. Логических пересечений быть не должно.
В «целях» и «видах деятельности» устава НКО присутствуют незакрытые перечисления («и иные», «и так далее»)
Подобных вещей при описании целей и предмета деятельности в идеале быть не должно. Ко мне не раз цеплялись в Минюсте с подобными замечаниями.
Правило следует из правовой природы некоммерческих организаций и п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ:
«Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности»
На юридическом языке это называется ограниченной правоспособностью. Зона деятельности НКО должна быть четко очерчена. Для этого в уставе и нужно максимально подробно расписывать виды деятельности.
Использование логически не закрытых перечислений в описании целей и предмета деятельности НКО нарушает это правило, размывает границы деятельности.
Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»
Ошибка, которая регулярно повторяется даже в хорошо проработанных уставах.
Запомните: некоммерческая организация больше не может заниматься «предпринимательской деятельности».
Не может с тех самых пор, как вступила в силу обновленная глава 4 Гражданского кодекса, в которой был переписан весь блок статей о юридических лицах. В том числе, статья 50 Гражданского кодекса:
(п. 4.) «Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)».
(п. 5.) «Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2)».
Что интересно, те же самые положения в профильном Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не изменились, «предпринимательская деятельность» никуда не исчезла.
Поскольку положения Гражданского кодекса имеют приоритет по юридической силе, ориентироваться при составлении устава НКО нужно на них.
Правда, есть одно исключение.
Автономные некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но только опосредовано, через создание для этого коммерческих организаций (п. 5 ст. 123,24 ГК РФ).
Ошибки в разделе об органах управления НКО
В уставе НКО некорректно сформулирована исключительная компетенция высшего органа управления
Неверно, т.е. без учета положений п. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса в обновленной редакции и ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», где подробно расписана исключительная компетенция данного органа.
Абсурд заключается в том, что эти дублирующие друг друга статьи хоть немного, но различаются по содержанию. В то же время отделения Минюста разных регионов в одинаковых ситуациях требуют ориентироваться либо на Гражданский кодекс, либо на Закон «О некоммерческих организациях».
Часто Минюст требует просто тотальной точности в формулировках.
Я по привычке ориентируюсь на ст. 65.3 Гражданского кодекса.
Настоятельно рекомендую сверить исключительную компетенцию со списком из закона. Вдруг чего-то не хватает — Минюст зачтет за ошибку.
Только обязательно учтите следующий пункт из моего списка ошибок!
Памятка по ст. 65.3 ГК РФ
«2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:
определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;
утверждение и изменение устава корпорации;
определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации».
В уставе НКО к исключительной компетенции высшего органа управления отнесены вопросы, по которым могут принимать решения только её учредители
Если в вашей НКО высший орган управления – это не учредитель или не общее собрание учредителей, при описании его исключительной компетенции нужно учитывать, что есть вопросы, по которым решения могут принимать только учредители И НИКТО БОЛЕЕ.
Этот момент должен быть обязательно учтен в уставе НКО.
По различным видам НКО в исключительной компетенции учредителей могут находиться разные вопросы.
Например, в АНО только учредители могут принимать решения:
- о принятии в состав учредителей новых лиц;
- об отверждении новой редакции устава;
- о назначении директора.
Положения устава НКО противоречат друг другу в определении количества голосов для принятия решения по вопросам исключительной компетенции
Ошибка связана с невнимательностью при проверке текста устава, особенно, когда некоторые из вопросов исключительной компетенции вынесены в отдельные разделы.
Классический пример – противоречие между общими положениями о порядке принятия решений по вопросам исключительной компетенции (например, Правлением АНО) и разделом о внесении изменений в устав НКО, где может быть указано совсем другое число кворума и количества голосов для принятия такого решения.
В уставе НКО не определен срок полномочий руководящих и исполнительных органов (бессрочный директор)
Ошибка, в том числе, из разряда: «А может ли в некоммерческой организации (в АНО, фонде, ассоциации) директор иметь бессрочные полномочия».
Увы, но не может.
Минюст исходит из положений ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
«Структура, компетенция, порядок формирования и СРОК ПОЛНОМОЧИЙ органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации УСТАНАВЛИВАЮТСЯ УЧРЕДИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
Хотя на мой взгляд, указание на «бессрочность» полномочий – это же тоже «указание срока полномочий». Однако, поскольку специалисты Минюста часто к этому придираются, последнее время я стал ограничивать в уставах срок полномочий исполнительных органов НКО (директора, председателя) 5 летним сроком.
Но вы можете попробовать указать «бессрочно». В Москве обычно проходит.
Если в НКО есть коллегиальные органы управления, срок полномочий их членов также должен быть определен в уставе.
В уставе НКО нет положений о порядке первоначального формирования органов управления
Смотрят в Минюсте на это не всегда. Но все же лучше учесть в уставе на всякий случай.
Суть ошибки заключается в том, что на стадии создания НКО и в процессе её дальнейшей работы лица в органы управления назначаются в разном порядке.
На стадии создания персональный состав органов управления всегда формируют учредители НКО. В дальнейшей работе этим занимается либо уполномоченный по уставу орган, либо учредители.
На мой взгляд, требование странное. Из разряда бюрократизмов. Из закона и так понятно, что при создании НКО органы управления назначаются учредителями. Однако, поскольку уже не раз ловил в разных минюстах подобное замечание, решил включить в список.
Ошибки в уставах автономных некоммерческих организаций
В целях АНО в уставе отсутствует «оказание услуг»
Одна из причин, почему мне нравится регистрировать АНО – по ним проще формулировать цели в уставе. Гражданский кодекс устанавливает ориентир.
В соответствии со ст. 123.24 ГК автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Поскольку АНО всегда создается для оказания услуг (это её главное отличие от остальных НКО), раздел о целях в уставе лучше так и начать: «АНО создано для оказания услуг в сфере / в области …». И уже после, если хочется, можно добавить разных высокопарных красивых фраз, например: «а также содействия формированию гармонично развитой, нравственной, творческой личности» и прочих подобных формулировок.
Именно такого подхода придерживается Минюст при проверке документов.
Нет упоминания о способах надзора за деятельностью АНО со стороны её учредителей
Это особенность исключительно уставов автономных некоммерческих организаций. После замечания Минюста всегда использую в тексте пункт на подобие:
«Надзор за деятельностью АНО осуществляется её учредителем, путем запроса у Руководителя АНО необходимых документов и сведений, а также путем инициирования учредителем аудиторской проверки АНО»
Основание: п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Ошибки в уставах благотворительных фондов
В «целях» благотворительного фонда в уставе не учтены цели из закона о благотворительной деятельности (135-ФЗ)
Формулировать цели в уставе благотворительного фонда относительно просто, поскольку законодательство прямо очерчивает возможные цели благотворительной деятельности. Минюст часто прямо принуждает брать «цели» для устава фонда из ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Напомню эти цели:
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
- охрана окружающей среды и защиты животных;
- охрана и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
- содействие добровольческой (волонтерской) деятельности;
- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.
В уставе благотворительного фонда неверно определён орган, который назначает руководителей филиалов и представительств
Ошибка из разряда: если специалист Минюста захочет найти ошибку в уставе – он её обязательно найдет. Несколько лет я ничего не знал про данное правило и успешно регистрировал благотворительные фонды, пока ошибку в моем уставе не обнаружил один из внимательных экспертов Минюста. В той регистрации документы проверяли особенно тщательно, т.к. в Минюсте знали – мы при отказе пойдем в суд.
Будьте внимательны, т.к. в даже хорошо проработанных шаблонах уставов может содержаться эта ошибка.
Основание: п. 4 ст. 13 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
«РУКОВОДИТЕЛИ ФИЛИАЛОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ НАЗНАЧАЮТСЯ ВЫСШИМ ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ благотворительной организацией и действуют на основании доверенности, выданной благотворительной организацией».
Если у вас остались вопросы или вы ищете специалиста по регистрации некоммерческих организаций — я к вашим услугам (узнать подробнее). Список зарегистрированных с моей помощью некоммерческих организаций можно посмотреть на этой странице.
Также предлагаю подписаться на мой Telegram-канал. Делюсь в нём интересными историями из юридической практики, разбираю частые ошибки, даю советы, консультирую и отвечаю на вопросы подписчиков.
Спасибо большое за статью.Много чего исправила в уставе…
Спасибо за статью. казалось, что устав написан, но оказывается еще много надо проверить и поправить, очень вовремя.
У меня остался только вот какой вопрос: нужно и сейчас в 2020 делать описание эмблемы при регистрации АНО? в разных источниках по-разному написано, а у вас нет никакого упоминания этого пункта
Анна, эмблему нужно описывать, но при условии, что в тексте устава есть какие-либо указания о её наличии в организации
Дмитрий, добрый день!
Спасибо за то, что делитесь ценной информацией! При обновлении Устава БФ столкнулись с проблемой, необходимо ли в первом разделе оставлять паспортные данные учредителей или достаточно ФИО?
Хотелось бы узнать об ошибках уставов религиозных организаций. Очень полезная статья. Спасибо!